logo
Otvety_k_politologii

24. Происхождение и сущность государства

Государство появляется в результате разложения родо-племенного строя, постепенного обособления от общества вождей и их приближенных и сосредоточения у них управленческих функций, ресурсов власти и социальных привилегий под воздействием ряда факторов, важнейшие из которых:

- развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в целях повышения его эффективности в специальную отрасль и образование для этого специального органа – государства;

- завоевание одних народов другими. Влияние завоеваний на образование и развитие государства несомненно;

- демографические факторы – рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни. Все это повышало потребность общностей в регулировании взаимосвязей этнически близких людей;

- психологические факторы. Одни авторы (Гоббс) сильнейшим мотивом, побуждающим человека к созданию государства, считая страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь и имущество. Другие же (Локк) ставят на первый план разум людей, приведший их к соглашению о создании специального органа – государства, способного лучше обеспечивать права людей, чем традиционные формы общежития;

- антропологические факторы. Они означают, что государственная форма организации коренится в самой общественной природе человека, ее развитии. Еще Аристотель утверждал, что человек как существо коллективное может существовать только в рамках определенных форм общежития.

Подходы к изучению сущности государства:

1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;

2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.