3.Политические учения античности
Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно как для Востока ((Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.
Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.
Античная политико-правовая мысль оформилась и развивалась, как идеология свободных. Свобода – фундаментальная ценность, главная цель усилий и основной предмет забот древнегреческой политической теории и практики.
Платон (427-347 гг. до н.э.) выступал с утопической теорией «идеального» государства. Главное зло для современного ему общества Платон видит в человеческом эгоизме, который вытекает из коммерциализации человеческих отношений.
Платон был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной ему афинской рабовладельческой аристократии, он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему необходимую устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Свои взгляды Платон изложил в сочинении «Государство». При этом он исходил из того, что в человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех добродетелей, которая и формирует качественные свойства человека. Умственное начало порождает мудрость, яростное – мужество, вожделеющее – благоразумие.
Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.
Правящую власть в государстве Платон вручал философам, ибо это люди, наделенные мудростью. Только они, руководствуясь разумом, могут правильно понять интересы общества и эффективно им управлять. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые многократно повторялись мыслителями: «Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор… государства не избавятся от зол», – заявлял он. В целях оградить философов от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал ликвидировать для них частную собственность, запретить брак и семью.
2. Другая привилегированная группа общества – воины. Обладая сильной волей и мужеством, они обязаны были проводить в жизнь политические решения философов, охранять их и обеспечивать порядок в обществе. Но и воины нуждаются в оградительных мерах. «У стражей, – писал Платон, – не должно быть ни собственных домов, ни земли и, вообще, никакого имущества». Как и философы, они должны быть обеспечены всем необходимым за счет государства.
3. Третьим сословием, обладающим вожделеющим началом и благоразумием, выступают трудящиеся, т.е. все остальные, способные к труду свободные граждане. Они обязаны выполнять все приказы философов и воинов, владеть собственностью и осуществлять необходимые хозяйственные и общественные работы. Но самые тяжелые работы в «идеальной республике» Платона должны выполнять рабы, не считавшиеся гражданами.
Идеи Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское государство с его жесткой воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической идее и важная положительная черта: Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только умные и порядочные профессионалы.
Аристотель – ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас – друг мне Платон, но истина дороже). Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе – общественное животное» и свое назначение находит в самодовлеющем общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.
Аристотель выделил три формы государственного устройства, которые в зависимости от целей правителей могут быть правильными и неправильными, переходить одна в другую. Критерием правильной формы правления выступает общее благо, неправильной – частные цели правителей.
1. Монархия (власть одного) может переходить в неправильную форму – тиранию (деспотию).
2. Аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых).
3. Полития (широкая демократия), т.е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она – в охлократию, т.е. власть толпы.
Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т.е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан общества. Но из него он исключал рабов и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для гражданина уровня.
- 1.Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
- 2. Политология как наука. Предмет, методы и функции политики
- 3.Политические учения античности
- 4. Платон о сущности и формах государства
- 5.Аристотель о формах и функциях государства.
- 6. Политические учения нового времени
- 7.Политическая власть: понятие и социальная сущность
- 8. Основные признаки и функции политической власти
- 9.Политическая власть: проблемы эффективности и легитимности.
- 10. Основания и ресурсы политической власти
- 11.Политическая элита: понятие, функции, основные теории
- 12. Политическое лидерство: понятие, функции, типология.
- 13.Избирательная система как способ организации политической власти.
- 14. Политическая власть в Российской Федерации
- 15.Политическая система: понятие, структура, функции
- 16. Типология и сравнительный анализ политических систем современного мира
- 17.Политический режим: понятие и типология.
- 18. Авторитаризм как политическая система и политический режим
- 19.Тоталитаризм как политическая система и политический режим
- 20. Демократия как политическая система и политический режим.
- 21.Политическая культура как структурный элемент политической системы.
- 22. Терроризм как девиантное политической поведение
- 23.Государство главный институт политической системы
- 24. Происхождение и сущность государства
- 25.Формы правления и государственного устройства.
- 26. Гражданское общество: социально-экономические и политические основы
- 27.Правовое государство: понятие и основные принципы
- 28. Формирование гражданского общества и правового государства в современной России
- 29. Политическая партия: понятие, структура, функции.
- 30. Партии в системе политических отношений современного общества
- 31.Типология и электорат политических партий
- 32. Партийная система: понятие и типология;
- 33.Становление многопартийной системы в современной России.
- 34. Либерализм: идейные истоки и принципы
- 35.Консерватизм: идейные истоки и принципы
- 36. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире
- 37.Социал –демократия в современном мире.
- 38.Международные отношения: сущность и современный аспект
- 39.Международные и региональные организации современного мира
- 40. Россия в системе современных международных отношений.