5.Аристотель о формах и функциях государства.
Форма государства.Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).
Различаются:
1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). Это монархия, аристократия, и полития.
2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.
Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.
Из неправильных форм правления тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.
Признаки политии:
1. Правит большинство.
2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности.
3. Избрание путем голосования.
4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав.
5. Преобладание среднего класса.
Функции государства. Значительное внимание Аристотель уделяет рассмотрению функций государства. Указывая на насилие и устрашение как одну из сторон деятельности государства, он вместе с тем подчеркивает значение воспитательной функции среди других задач государства. Оно должно охватывать всесторонне жизнь индивида:
- регулировать его участие в политической жизни;
- вмешиваться в семейную и вообще частную жизнь;
- заниматься воспитанием, убеждениями и верованиями граждан.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:
Правильный строй(положительный)— строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
Аристократия(греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй(отрицательный)—строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
Демократия— выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.
Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии — демократию ,отклонение от демократии — охлократию.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет. При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.
Аристотель считает стабильным то государство, где основная масса граждан имеет средний достаток.
Задачи государства по Аристотелю:
Предотвращение чрезмерного обогащения граждан
Предотвращение концентрации власти в одних руках
Удержание в повиновении рабов.
- 1.Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
- 2. Политология как наука. Предмет, методы и функции политики
- 3.Политические учения античности
- 4. Платон о сущности и формах государства
- 5.Аристотель о формах и функциях государства.
- 6. Политические учения нового времени
- 7.Политическая власть: понятие и социальная сущность
- 8. Основные признаки и функции политической власти
- 9.Политическая власть: проблемы эффективности и легитимности.
- 10. Основания и ресурсы политической власти
- 11.Политическая элита: понятие, функции, основные теории
- 12. Политическое лидерство: понятие, функции, типология.
- 13.Избирательная система как способ организации политической власти.
- 14. Политическая власть в Российской Федерации
- 15.Политическая система: понятие, структура, функции
- 16. Типология и сравнительный анализ политических систем современного мира
- 17.Политический режим: понятие и типология.
- 18. Авторитаризм как политическая система и политический режим
- 19.Тоталитаризм как политическая система и политический режим
- 20. Демократия как политическая система и политический режим.
- 21.Политическая культура как структурный элемент политической системы.
- 22. Терроризм как девиантное политической поведение
- 23.Государство главный институт политической системы
- 24. Происхождение и сущность государства
- 25.Формы правления и государственного устройства.
- 26. Гражданское общество: социально-экономические и политические основы
- 27.Правовое государство: понятие и основные принципы
- 28. Формирование гражданского общества и правового государства в современной России
- 29. Политическая партия: понятие, структура, функции.
- 30. Партии в системе политических отношений современного общества
- 31.Типология и электорат политических партий
- 32. Партийная система: понятие и типология;
- 33.Становление многопартийной системы в современной России.
- 34. Либерализм: идейные истоки и принципы
- 35.Консерватизм: идейные истоки и принципы
- 36. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире
- 37.Социал –демократия в современном мире.
- 38.Международные отношения: сущность и современный аспект
- 39.Международные и региональные организации современного мира
- 40. Россия в системе современных международных отношений.