13.Избирательная система как способ организации политической власти.
Избирательная система - совокупность правил, порядок формирования выборных органов власти, система распределения мест в них после проведения выборов.
Мажоритарная избирательная система— система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
По методике определения победителя:
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.
В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 % + 1 голос избирателя.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов, и необязательно больше половины. Такая система используется в настоящее время в Великобритании, Японии, в США при выборах депутатов конгресса и др.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства чаще всего применяется в одномандатных избирательных округах. В англоязычных странах название этой системы — система «первого, который считается избранным» или «первого, оказавшегося избранным»
Разновидность системы относительного большинства — блоковая система, когда избиратель из наделенного «блока» голосов по одному передает каждому из кандидатов. В случае если у избирателя количество голосов равно количеству голосов, замещаемых в многомандатном округе, то это блоковая система неограниченного вотума. Если количество голосов меньше числа мандатов — блоковая система ограниченного вотума.В предельном случае гражданину может быть предоставлена возможность голосования только за одного кандидата — система одного (или единственного) непередаваемого голоса
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать заранее установленное большинство, которое выше половины — 2/3, 3/4 и т. д. Обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Достоинства
Позволяет попасть в парламент мелким партиям и самовыдвиженцам, популярным в том или ином месте. И наоборот, у «тёмной лошадки», не имеющей реальных заслуг перед обществом, мало шансов попасть в парламент.
Деятельность члена всякой партии связана не только ее уставом, а чаще карьерными соображениями ее членов, приспосабливающихся к внутренним тенденциям и исключающих противоречия руководству, лоббирующего интересы бюрократии.
Необдуманные предложения независимого депутата, или лоббирующие криминал, слабость его позиций при обсуждении вопроса и голосовании по решениям, всегда будет легкой мишенью для фракций и партий.
Недостатки
Представительство наиболее мощной партии в парламенте выше, чем действительный процент избирателей, которые их поддерживают.
В частности, разбросанные по стране меньшинства не могут добиться большинства в каждом отдельно взятом округе. Чтобы «протолкнуть» своего депутата в парламент, требуется компактное проживание.
Избиратели, чтобы их голос «не ушёл впустую», голосуют не за того, кто им нравится, а за наиболее приемлемого из двух лидеров.
Поэтому мажоритарная избирательная система в конце концов приводит к двухпартийной системе в государстве (закон Дюверже).
Чревато такими нарушениями- подкуп избирателей.
Пропорциональная избирательная система— одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
Пропорциональная избирательная система в сочетании с мажоритарной избирательной системой образует смешанную избирательную систему.
В России пропорциональная избирательная система применяется на выборах в Государственную думу (с 2007 года) и на выборах в депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Достоинства
Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
Недостатки
При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
Коалиционное правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.
Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.
- 1.Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
- 2. Политология как наука. Предмет, методы и функции политики
- 3.Политические учения античности
- 4. Платон о сущности и формах государства
- 5.Аристотель о формах и функциях государства.
- 6. Политические учения нового времени
- 7.Политическая власть: понятие и социальная сущность
- 8. Основные признаки и функции политической власти
- 9.Политическая власть: проблемы эффективности и легитимности.
- 10. Основания и ресурсы политической власти
- 11.Политическая элита: понятие, функции, основные теории
- 12. Политическое лидерство: понятие, функции, типология.
- 13.Избирательная система как способ организации политической власти.
- 14. Политическая власть в Российской Федерации
- 15.Политическая система: понятие, структура, функции
- 16. Типология и сравнительный анализ политических систем современного мира
- 17.Политический режим: понятие и типология.
- 18. Авторитаризм как политическая система и политический режим
- 19.Тоталитаризм как политическая система и политический режим
- 20. Демократия как политическая система и политический режим.
- 21.Политическая культура как структурный элемент политической системы.
- 22. Терроризм как девиантное политической поведение
- 23.Государство главный институт политической системы
- 24. Происхождение и сущность государства
- 25.Формы правления и государственного устройства.
- 26. Гражданское общество: социально-экономические и политические основы
- 27.Правовое государство: понятие и основные принципы
- 28. Формирование гражданского общества и правового государства в современной России
- 29. Политическая партия: понятие, структура, функции.
- 30. Партии в системе политических отношений современного общества
- 31.Типология и электорат политических партий
- 32. Партийная система: понятие и типология;
- 33.Становление многопартийной системы в современной России.
- 34. Либерализм: идейные истоки и принципы
- 35.Консерватизм: идейные истоки и принципы
- 36. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире
- 37.Социал –демократия в современном мире.
- 38.Международные отношения: сущность и современный аспект
- 39.Международные и региональные организации современного мира
- 40. Россия в системе современных международных отношений.