10. Основания и ресурсы политической власти
Ресурсы политической власти - это потенциальные возможности, средства власти, которые она использует в процессе осуществления своих полномочий, функций.
В зависимости от этапа общественно - политического развития конкретной страны и политического режима ресурсы власти существенно различаются между собой. Они изменчивы, подвижны. На ранних этапах общественного развития источником и ресурсом власти выступала сила. На стадии капиталистического развития превалировало богатство и деньги. В постиндустриальных странах знания и информация становятся основным ресурсом развития производства, власти и общества в целом.
Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых является жизнь (оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе властных взаимоотношений. Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера - Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы– это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы– это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсывключают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.
Экономические ресурсы– это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.
Социальные ресурсы– это возможность понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы– это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.
Силовые ресурсы– это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.
Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, биографические данные, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие потенциальные и реальные возможности и способности человека, организации, политического института.
- 1.Политика как социальное явление. Структура и функции политики.
- 2. Политология как наука. Предмет, методы и функции политики
- 3.Политические учения античности
- 4. Платон о сущности и формах государства
- 5.Аристотель о формах и функциях государства.
- 6. Политические учения нового времени
- 7.Политическая власть: понятие и социальная сущность
- 8. Основные признаки и функции политической власти
- 9.Политическая власть: проблемы эффективности и легитимности.
- 10. Основания и ресурсы политической власти
- 11.Политическая элита: понятие, функции, основные теории
- 12. Политическое лидерство: понятие, функции, типология.
- 13.Избирательная система как способ организации политической власти.
- 14. Политическая власть в Российской Федерации
- 15.Политическая система: понятие, структура, функции
- 16. Типология и сравнительный анализ политических систем современного мира
- 17.Политический режим: понятие и типология.
- 18. Авторитаризм как политическая система и политический режим
- 19.Тоталитаризм как политическая система и политический режим
- 20. Демократия как политическая система и политический режим.
- 21.Политическая культура как структурный элемент политической системы.
- 22. Терроризм как девиантное политической поведение
- 23.Государство главный институт политической системы
- 24. Происхождение и сущность государства
- 25.Формы правления и государственного устройства.
- 26. Гражданское общество: социально-экономические и политические основы
- 27.Правовое государство: понятие и основные принципы
- 28. Формирование гражданского общества и правового государства в современной России
- 29. Политическая партия: понятие, структура, функции.
- 30. Партии в системе политических отношений современного общества
- 31.Типология и электорат политических партий
- 32. Партийная система: понятие и типология;
- 33.Становление многопартийной системы в современной России.
- 34. Либерализм: идейные истоки и принципы
- 35.Консерватизм: идейные истоки и принципы
- 36. Неолиберализм и неоконсерватизм в современном мире
- 37.Социал –демократия в современном мире.
- 38.Международные отношения: сущность и современный аспект
- 39.Международные и региональные организации современного мира
- 40. Россия в системе современных международных отношений.