logo
Ильясова Г

Примечание:Приведенные цифры не являются официальными данными

В вопросе источников финансирования НПО имеется опыт развитых стран, где общественные организации получают бюджетные средства в виде оплаты государственного социального заказа в США до 30 процентов, в Германии -68, в Японии - 39, в странах Восточной Европы - до 35 процентов.

От бизнес-сектора НПО получают в США 19 процентов, в Германии - 4, в странах Восточной Европы - до 30 процентов.

От реализации услуг (собственные средства) в США - 51 процент, в Германии - 28, в Японии - 60, в странах Восточной Европы - до 35 процентов.

В Казахстане НПО от государства не получают средства на выполнение социально значимых программ, собственные средства по оценке составляют до 10 процентов, 90 процентов - средства зарубежных доноров. Бизнес-сектор не участвует в финансировании проектов НПО по причине экономической невыгодности, отсутствия разумных стимулов.

Таким образом, развитие неправительственного сектора в Казахстане происходит медленными темпами в основном в связи с тем, что основным источником средств для финансирования их деятельности являются зарубежные донорские организации, присутствие которых в стране постепенно сокращается. Отечественные бизнесмены не мотивированы на материальную поддержку социальных проектов, выполняемых НПО.

Есть и другая причина, препятствующая развитию сети НПО – это финансовые затраты на регистрацию. А потребность в объединении и совместном преодолении проблем испытывают чаще всего малообеспеченные граждане, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Но для того, чтобы зарегистрировать общественную организацию, необходимо понести затраты в общей сложности в размере почти 20 тысяч тенге, которые включают в себя расходы на регистрационный сбор, постановку на статистический учет, нотариальное заверение документов и т.д. Абсолютно очевидно, что такой барьер многим не преодолеть. Поэтому необходимо изменение условий регистрации для общественных объединений.

Знание потенциала неправительственного сектора, устранение причин, препятствующих его развитию, определение "точек" взаимодействия общества и власти и закрепление их в соответствующих нормативно-правовых актах позволит Правительству получить мандат доверия от Общества, сделав совместным процесс обслуживания общественных нужд.

Именно в этих целях необходимо внедрить в жизнь механизмы системного взаимодействия исполнительной власти на местном уровне с неправительственными организациями. Центральная власть должна привлечь внимание акимов к вопросу использования на местах потенциала общественных организаций для решения вопросов преодоления бедности, безработицы, совершенствования системы социальной защиты, особенно в части адресной социальной помощи, развития системы обучения основам бизнеса, особенно на селе, и так далее.

В новых экономических условиях государству выгодно развивать неправительственный сектор в целях перераспределения ответственности за ряд социальных программ, которые так или иначе уже осуществляют НПО. Примером тому могут служить общественные организации, занимающиеся содействием занятости населения, обучением людей методам поиска работы, основам предпринимательства и на этой основе выделением микрокредитов, ранним выявлением детей с нарушенным развитием и проведением коррекции, реабилитации. Больные сахарным диабетом создали ассоциацию республиканского масштаба для оказания поддержки этой группе населения, а также для отстаивания и защиты их прав.

В Послании Президента РК Назарбаева Н.А. к народу Казахстана от 30 сентября 1998 года было сказано: "Ключевой элемент демократизации - укрепление роли неправительственных организаций в строительстве гражданского общества… Демократия опирается на сложный механизм частных добровольных институтов, благодаря которым граждане осуществляют свое участие в политической жизни, отдают свой труд на благо других, на благо своей страны…"

В Послании Президента РК в 2000 году уже была конкретно определена задача создания механизмов взаимодействия власти и общества на основе государственных грантов для НПО под социально значимые проекты.

Развитие гражданского общества должно обретать реальные формы и приносить ощутимые результаты. Социальное благополучие, социальная стабильность не могут быть обеспечены "сверху". Это обоюдный процесс, в котором общественная инициатива должна бережно взращиваться и использоваться в интересах общества. Ни власть, ни общественный сектор не могут быть самодостаточными вне зависимости друг от друга.