Связь с государством
Однако понимание теоретического значения связующей роли НПО, к сожалению, не находит своего адекватного отражения в реальности. Примером тому служит подтвержденная социологическим исследованием слабая связь государственных органов с неправительственными общественными организациями.
Диаграмма № 1 Эффективность взаимодействия
государственных органов и НПО
Диаграмма № 1 показывает, что доминирующий процент экспертов (76,6%) не видит существенных положительных результатов во взаимодействии НПО с государством. Из них 50,3% респондентов расценивают эффективность взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций на сегодняшний день как “скорее низкую, чем высокую”. 26,2% респондентов считают, что эта взаимосвязь “низкая”. 9% опрошенных рассматривают эффективность взаимодействия как “скорее высокую, чем низкую”. И только 3% оценивают высоко. 10,9% не смогли определиться с ответом.
Приемлемая форма поддержки
Отсутствие подобной связи, соответственно, предполагает и отсутствие поддержки НПО со стороны государственных органов. Поэтому предположение экспертов о том, что помощь неправительственным организациям будет оказана из-за рубежа, вполне логична.
Так диаграмма № 2 показывает, что на взгляд большинства экспертов (22,5%) наиболее приемлемой формой поддержки неправительственных организаций является предоставление грантов со стороны международных организаций.
Диаграмма № 2 Приемлемые формы поддержки НПО
В то же время за поддержку в виде государственных грантов (четвертое место) высказались лишь 8,3% экспертов. Содействие государства в виде государственного социального заказа и поддержка проектов НПО в рамках государственных рассматриваются как маловероятные.
Характерно и то, что еще в меньшей степени экспертами ожидается помощь со стороны бизнес-структур. Логика бизнеса такова, что деньги не будут вкладываться туда, откуда уже заведомо никогда не поступит прибыль. Учитывая то обстоятельство, что большинство НПО создаются для защиты интересов социально уязвимых слоев населения, можно заранее предположить, что помощь отдельных бизнесменов и их фирм будет ограничиваться разовой благотворительной акцией.
Факторы развития
Поддержка любой формы еще не основа стойкости и стабильности функционирования неправительственной общественной организации. Есть объективные факторы, способствующие становлению третьего сектора.
По таблице № 2 мы видим, что одним из таких существенных факторов является объединение НПО. Процентное большинство (43,7%)считает, что развитию способствует“создание мощного объединения НПО при прямом содействии и участии государства”.
Таблица № 2Факторы, влияющие на развитие сектора НПО в Казахстане.
№ | Факторы | % |
1 | Создание мощного объединения НПО при прямом содействии и участии государства | 43,7% |
2 | Самостоятельное объединение НПО в единую консолидированную структуру | 24,8% |
3 | Принятие закона “О государственном социальном заказе” | 36,1% |
4 | Доработка закона “О некоммерческих организациях” | 31,5% |
5 | Активное рекрутирование в НПО новых членов | 11,9% |
6 | Разработка и принятие программы информационно-пропагандистской поддержки неправительственного сектора | 27,2% |
7 | Обучение, повышение квалификации сотрудников организации | 21,2% |
8 | Приток в неправительственный сектор квалифицированных специалистов по социальной работе, политологов, социологов, психологов | 30,8% |
9 | Расширение методической и консультативной помощи | 10,6% |
10 | Другое | 0,7% |
11 | Затруднились ответить | 2,0% |
Выше было отмечено мнение экспертов о том, что государственная поддержка не имеет широкого распространения в структуре третьего сектора, и в то же время объединение НПО они рассматривают под патронажем государства.
Самостоятельное создание различных ассоциаций НПО по существу есть переход их деятельности на более высокий уровень. Однако этот вариант как фактор развития набирает лишь 24,8% ответов.
Данный расклад еще раз подтверждает понимание экспертами реального положения дел. В частности они признают, что государство владеет ресурсами, посредством которых возможно усиление и укрепление сети неправительственных организаций. Самостоятельное же инициативное объединение ряда организаций в форме какой-либо ассоциации изначально без определенного “капитала” не имеет шанс влиять на поступательное движение их деятельности.
В этом плане совершенно логичным, является мнение экспертов о важности фактора принятия Закона “О государственном социальном заказе” (36,1%) и доработки Закона “О некоммерческих организациях” (31,5%). Тем самым экспертами подчеркивается острая необходимость создания государством законодательной базы НПО для их успешной деятельности, позволяющей им выйти на более высокий уровень развития.
Как один из принципиальных моментов рассматривается вопрос о притоке в неправительственный сектор квалифицированных специалистов. Этот вариант ответа набрал 30,8%. В среде общественников очень часто поднимается вопрос об острой нехватке работников социальной сферы, имеющих специальное образование. Они уже приходят к пониманию, что работать в неправительственной организации должен не просто сознательный волонтер или какой-либо специалист, использующий грант в качестве дополнительного заработка, а человек, получивший специальное образование и изначально нацеленный на работу с определенной социальной категорией людей и имеющий профессиональные навыки в реализации различных грантовых проектов.
Кроме того, многие руководители лидирующих НПО заинтересованы привлечь в свою команду аналитиков, считая, что их работа должна быть проанализирована и рассмотрена ее дальнейшая перспектива. Некоторые из них создают аналитические центры и социологические службы.
По таблице № 2 мы видим, что каждый фактор в отдельности может существенно повлиять на качество работы общественных организаций и в целом на развитие третьего сектора. Однако в приоритет выходит необходимость конструктивной консолидации неправительственных общественных объединений, совершенствование законодательной базы и усиление профессиональной базы.
- Администрация Президента
- Оглавление Раздел 1. Государственная поддержка нпо: от идеи к воплощению
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Раздел 1.
- Государственная поддержка нпо:
- От идеи к воплощению
- Введение
- Законодательная база – важное условие развития неправительственных организаций
- Реализация Программы государственной поддержки нпо – новый этап развития казахстанского неправительственного сектора
- Анализ современного состояния проблемы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
- Формы государственной поддержки нпо
- Женские нпо как наиболее активная часть неправительственного сектора
- Государственная политика по повышению роли женщины в обществе
- Неправительственный сектор Республики Казахстан в фокусе общественного мнения
- Связь с государством
- Факторы препятствия
- Направления развития нпо
- Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов нпо
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Социальное партнерство власти и нпо –основа демократического общества
- Чехия 14000 10,4 млн. 748/1
- Примечание:Приведенные цифры не являются официальными данными
- Проблемы и перспективы взаимодействия между государственным и неправительственным секторами Республики Казахстан (на основе опыта Женской Ассоциации «жаРиА», г. Астана )
- Взаимодействие Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан с неправительственными организациями
- Из опыта социального партнерства управления информации и общественного согласия и неправительственных организаций г. Астаны
- Повышать социальный статус женщин
- О решении проблем пожилых людей Ахметжанова б.Т. – президент
- Решать проблемы сообща Жасанова к.М. - председатель
- 5. Подготовлен концерт, выставка-продажа поделок детей-инвалидов на презентацию «Инфо-центра нпо» г.Астаны.
- Взаимодействие государства и организаций гражданского общества как важный аспект деятельности проон
- Условия сотрудничества
- Сферы сотрудничества
- Деятельность проон по поддержке развития гражданского общества