logo
Политология / 1 / 28 / Политология

3. Политическая стабильность и политический риск

Политическая стабильность - устойчивое состояние об щества, позволяющее эффективно функционировать и раз виваться в условиях внешних и внутренних воздействий, со храняя при этом свою структуру и способность контролиро вать процесс общественных перемен.

Термин “политическая стабильность” появился в английской и американской политологии, где он использовался для анализа изменений политической системы, поисков оптимальных механизмов ее функционирования.

Состояние политической стабильности нельзя понимать как нечто застывшее, неизменное, раз и навсегда данное. Стабильность рассматривается как результат постоянного процесса обновления, которое покоится на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими процессами внутри самой системы.

Политическая стабильность представляется как качественное состояние общественного развития, как определенный обществен ный порядок, в котором господствует система связей и отношений, сражающих общность и преемственность целей, ценностей и средств их реализации. Одновременно стабильность - это способно сть субъектов социально-экономической и политической жизни противостоять внутренним и внешним дезорганизующим систему д ействиям и нейтрализовать их. В таком понимании стабильно ть воспринимается как важнейший механизм жизнеобеспечения Развития общественной системы.

Главное в политической стабильности это обеспечение по-, проявляющегося в легитимности, определенности, эффек-

тивности деятельности властных структур, в постоянстве норм ценностей политической культуры, привычности типов поведения устойчивости политических отношений. Известно, что наибольших, успехов достигли те общества, которые традиционно ориентировались на ценности порядка. И напротив, абсолютизация в обществе ценности изменений приводила к тому, что разрешение проблем и конфликтов достигалось дорогой ценой. Для того чтобы развитие и упорядоченность сосуществовали, необходимы согласованность последовательность, поэтапность изменений и, одновременно, pea листическая программа, способная соединить цели со средства ми - ресурсами и условиями.

Именно выбором целей политических изменений, соответствую щих средствам, возможностям, представлениям людей, определяется упорядоченность (норма) развития. Преобразования, оторванные от своих реальных экономических, социальных, культурно-психоло гических предпосылок, какими бы желательными они ни казались их инициаторам (элите, правящей партии, оппозиции и др.) не могут восприниматься как “норма”, “порядок” большинством общества. Реакция на неподготовленные изменения, на неупорядоченное раз витие оказывается в подавляющем большинстве разрушительной.

На степень политического порядка также влияет динамика соци альных интересов разных уровней общности и способы обеспече ния их взаимодействия. Важным здесь является не только учет спе цифики, автономности интересов, множественности ориентации деятельности, но и понимание их совместимости. В обществе долж ны существовать зоны согласования интересов и позиций, единые правила поведения, которые принимались бы всеми участниками политического процесса как порядок. Формирование политическо го порядка происходит на основе наличия у разных политических сил общих коренных интересов и необходимости сотрудничества в целях их защиты.

Что касается способов регуляции динамики социальных интере сов общества, то они могут быть конфронтационными (конфликт ными) и консенсусными. Первый тип исходит из возможности пре одоления или даже иногда и ликвидации определенной группы ин тересов. В этом случае единственной силой политической интегра ции, достижения порядка считается насилие. Оно рассматривает как эффективной метод решения возникающих проблем.

, с тип регуляции социальных отношений исходит из признания разных социальных интересов и необходимости их соглаcия по принципиальным проблемам развития. Основанием для того консенсуса выступают общие принципы, ценности, разделяемые всеми участниками политического действия. Самым опасным для политического порядка служит утрата доверия к политическим и нравственным ценностям и идеалам со стороны народа.

Политическая стабильность, политический порядок достигают ся, как правило, двумя способами: либо диктатурой, либо широким развитием демократии. Стабильность, достигаемая путем насилия, подавления, репрессий исторически недолговечна, имеет иллюзор ный характер, поскольку достигается “сверху” без участия народных масс и оппозиции. Иное дело стабильность на основе демокра тии, широкой социальной базе, развитом гражданском обществе.

Стабильность складывается из отношений населения к сущест вующей политической власти, возможностей политического режи ма учитывать интересы различных групп и согласовывать их, положением и состоянием самой элиты, характером отношений внутри самого общества.

Различают абсолютную, статическую и динамическую политическую стабильность.

Абсолютная (полная) стабильность политических систем представляет собой абстракцию, не имеющую реальности. По всей вероятности такой стабильности не может быть даже у “мертвых” систем, лишенных внутренней динамики, поскольку она предпола гает не только полную неподвижность самой политической системы и ее элементов, но и изоляцию от любых воздействий извне. Если а бсолютная стабильность и возможна при высоком уровне благосостояния, огромной силе традиций, нивелировке неравенства, Меткой системе власти, то ее дестабилизация под влиянием как Внешних факторов, так и нарастания внутренних кризисных явле ний будет лишь делом времени.

Статическая стабильность характеризуется созданием и со хранением неподвижности, постоянства социально-экономических 1 Политических структур, связей, отношений. Она покоится на пред ставлениях о незыблемости общественных устоев, замедлен - темпе развития, необходимости сохранения консервативных в господствующей идеологии, создания адекватных сте-

реотипов политического сознания и поведения. Однако жизнеспо собность политической системы подобной степени стабильное крайне ограничена. Данное состояние может быть результат жесткой сопротивляемости как внешним, так и внутренним изменениям (системы закрытого типа). Иногда политические систем статической стабильности пытаются усовершенствовать свое с стояние путем, допустим, проведения “активной” внешней (милитаризацией, экспансией, агрессией и др.) и внутренней политики Но, как правило, если эти попытки модернизации не совпадают по времени, не учитывают объективный прогрессивный ход развития не опираются на широкую социальную базу интересов, не учитывают геополитические возможности и реакцию мировой обществен ности, то происходит разрушение политической системы и трансформация “закрытого” общества в более подвижное социальное образование, способное адаптироваться к меняющимся условиям. Современное состояние общественной среды характеризуется новым динамическим уровнем политической стабильности. Он выработан “открытыми” обществами, познавшими механизм обновления, рассматривающими социально-экономические и политические изменения в пределах сложившейся общественно-по литической среды как стабилизирующий фактор. Они способны воспринимать и ассимилировать внутренние и внешние трансформирующие их импульсы, органично включать в демократический процесс механизмы не только предотвращения, но и использования конфликтов для поддержания устойчивости политической системы. Динамические системы имеют необходимую степень устойчи вости, стабильности, обеспечивающую их самосохранение и в тоже время не являющуюся непреодолимым препятствием для изменений. Они возможны лишь в условиях демократии. В этих условия) состояние стабильности всегда относительно, существует режим постоянной самокорректировки политической системы. Обобшив огромный фактический материал, С. Липсет сделал вывод, что эко комическое развитие и конкурентный характер политической сие темы совместимы.

В обществе со множеством проблем экономического, социального и политического развития демократия осложняет решен*1 проблем политической стабильности. В условиях экономически неравенства, отсутствия гражданского общества, острых конф^и1 многочисленности маргинальных слоев демократия может оказаться весьма рискованной формой развития. Иные возможности даеет демократический тип развития в либеральных, плюралистических системах.

Одной из главных предпосылок политической стабильности

Можно считать экономическую стабильность, рост благосостояния. Тесная взаимосвязь между экономической эффективностью и политической стабильностью очевидна: социально-экономический фак тор влияет на место и распределение политической власти в обществе и обусловливает политический порядок. Известно, что эконо мические кризисы, спад производства, ухудшение уровня жизни на селения часто приводили политическую систему к разрушению. Опыт изменений в России и странах Восточной Европы показал, что прочность диктаторских режимов в конечном счете зависела от успеха их экономической системы. Экономическая слабость, неэффективность неизбежно влечет политический крах. Важны также достаточно высокие темпы экономического роста, отсутствие резко выраженных диспропорций в распределении доходов.

Условием стабильности является наличие в обществе баланса (консенсуса) интересов различных групп, что показывает объектив ность существования сферы потенциального согласия политичес кой нации. Политическая нация - это сообщество, живущее в едином политика-правовом пространстве, законы и нормы которого признаются универсальными, невзирая на классовые, этнические, конфессиональные и др. различия. Политическая нация продукт политической системы как специфического т ипа общественного производства.

Баланс интересов обеспечивает легитимность и эффективность политической системы, необходимую степень одобрения и приня- Ия Демократических правил и норм политического поведения. Но не только готовность граждан отстаивать различные цели и самым способствовать процессу адаптации политической сис-к новым ситуациям и изменениям, но и наличие социального °Верия, толерантности (терпимости), политической сознательности сотрудничества, уважительного отношения к закону и лояльности п олитическим институтам. На основе политической стабильности лежит жесткое разделение СТей, наличие сдержек и противовесов в функционировании различных ветвей власти. Большой поток “фильтров” - групп интер есов, групп давления, партий, парламентских комиссий и комите тов может свести количественные и качественные перегру3к политической системы к минимуму. Сокращение социального про странства для прямых, непосредственных форм давления (участия на деятельность исполнительной власти, мноступенчатость, артику ляция и агрегирование интересов способны поддержать политичес кий порядок, политическую стабильность.

Главными субъектами внутриполитической стабильности высту пают государство и политические ячейки общества. Причем, в за висимости от проявляемой ими активности, они могут выступать и в роли объектов политического процесса. Различают два типа внут риполитической стабильности: автономную и мобилизационную,

Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется “сверху”, само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кри зисов, конфликтов, всеобщего гражданского подъема или путем от крытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить прорыв общества. Основными ресурсами жиз неспособности мобилизационной политической стабильности могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и другие соци альные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений) в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего поры6 либо открытого принуждения. Исторически данный тип политичес кой стабильности недолговечен.

Автономный тип стабильности, т.е. не зависимый от Ж^ ния и воли каких-либо конкретных социальных и пол итическихсУ0 т ов, возникает в обществе, когда развитие начинается “снизу” все ми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для “поведения глубоких социально-экономических и политических пре образований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добро вольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизацией и ными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное™ страны по сравнению с другими, под держивается динамика роста благосостояния.

Важным фактором автономной стабильности является гетеро генность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система открыта, существует возможность балансирования между ростом экстракционной, регулирующей функцией и реагированием на отношения общества к государственной политике. Политическая система, не претендуя на роль главного субъекта общественных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью.

Недовольство масс политикой правящей элиты порождает сис темный кризис, дестабилизирует общество в целом и его подсистем ы. Именно противоречие между властью и обществом является Равной причиной нестабильности общества.

К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть ме жду конкурирующими группировками правящей элиты, создание ^гРозы целостности и самому существованию государства, персонификация власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующих элит, наличие межэтнических >ег иональных противоречий, сложности обеспечения преемственственности политической власти, внешнеполитический авантюризм, док- Ринерство в политике и др.

Нестабильность может проявляться в таких формах как измен ние политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящим режимом, активизация оппозиционных си и др. Смена правительства и мирные формы активизации оппози ции ведут к смене политических лидеров, изменению соотношения сил внутри политической элиты, но в целом политический режим может оставаться стабильным, как и политические идеи, структуры и способы осуществления политики. Отчетливо выраженная поли тическая нестабильность связана с возникновением непосредствен ной угрозы политическому режиму, когда провалы его политики со четаются с дезинтеграцией государственной власти и упадком легитимности режима, а оппозиция получает возможность свергнуть су ществующее правительство.

Таким образом, проблема стабильности в динамических систе мах может рассматриваться как проблема оптимального соотношения преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.

Среди методов, используемых политической элитой для обеспе чения политической стабильности, политического порядка, наибо лее распространены следующие: социально-политическое маневрирование, содержанием которого является ослабление противо действия “ущемленной” части общества (спектр способов манев рирования достаточно широк - от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание); политическое мани пулирование - массированное воздействие СМИ в целях форми рования общественного мнения нужной направленности; введена оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их ада! тация и интеграция; применение силы и некоторые другие мето/!

Проблема политической стабильности предполагает анализ нятия “политический риск”.

В зарубежной практике риск чаще всего трактуется как вероятн ость непредвиденных последствий в реализации принимаемых ре шений. Соответственно говорят об уровне или степени риска.( степени политического риска на основе анализа возможных нариев развития событий позволяет выбрать оптимальное решение, снижающее вероятность нежелательных политических событий в рамках общего странового риска различают некоммерческий, и политический, и коммерческий риски.

Термин “политический риск” имеет много зяачений - от прогнозирования политической стабильности до оценки всех неком-мерческих рисков, связанных с деятельностью в различных социально-политических средах.

Классификация политического риска проводится на основе разделения событий, вызванных либо действиями правительственных структур в ходе проведения определенной государственной политики, либо силами, находящимися вне контроля правительства. В соответствии с этим принципом американский исследователь Ч. Кеннеди предложил деление политического риска на экстралегальный и легально-правительственный Экстралегальный риск означает любое событие, источник кото рого находится вне существующих легитимных структур страны терроризм, саботаж, военный переворот, революция.

Легально-правительственный риск является прямым следстви-ем текущего политического процесса и включает такие события как демократические выборы, приводящие к новому правительству и изменениям в законодательстве, касающимся той его части, где речь идет о торговле, труде, совместных предприятиях, денежной политике.

При определении “индекса политического риска” обращается внимание на следующие факторы:

степень этнических и религиозных различий,

социальное неравенство в распределении дохода,

степень политического плюрализма,

влияние левых радикалов,

роль принуждения при удержании власти,

масштаб антиконституционных действий,

нарушения правового порядка (демонстрации, забастовки и т.п.)

В классификации, предложенной американскими учеными Дж. де ла Торре и Д. Некаром, выделяются внутренние и внешние источники политических и экономических факторов риска (табл. 13).

Анализ внутренних экономических факторов позволяет составить общую характеристику экономического развития страны и выделить наиболее уязвимые области. Внешние экономические факторы определяют степень влияния внешних ограничений на внут реннюю экономическую политику: высокая степень зависимости значительный размер внешней задолженности усиливают риск вмешательства в инвестиционную деятельность. Проблема заключает ся в том, что оценки внутренних социально-политических факторе в значительной мере субъективны. При определенных условия внешняя политическая обстановка может сыграть роль катализат< ра политической нестабильности в стране.

Следует отметить, что анализ политического риска в России имеет некоторую специфику.

Во-первых, политические традиции, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили значительную роль личностного фактора, которому не обходимо уделять дополнительное внимание при оценке политиче1 кого риска.

Во-вторых, существенным фактором неопределенности являе ся наличие множества разнотипных политико-территориальных о?а3ований, обладающих различным экономическим потенциалом, разнородных по национальному составу и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции, региональные конфликты оказывают как прямое действие на обшую политическую обстановку, так и косвенное влияние на ситуацию в других регионах, поскольку решение региональных проблем требует дополнительных субсидий, что ведет к росту дефицита федерального бюджета, изменениям в налоговом законодательстве, сокращению расходов (а следовательно, к возрастанию социальной напряженности), увеличению размера государственного долга, колебаниям процентных ставок и валютного курса, т.е. к ухудшению политического и инвестиционного климата в стране.

В 90-е гг. политический фактор по силе своего воздействия на ход событий в России превзошел все иные. В целом риск, вызываемый текущими процессами, крайне высок и может быть охарактеризован как риск переходного периода: любые события в политической жизни могут иметь последствия гораздо более разрушительные, чем в стабильно развивающейся стране.

Выводы

1. Политическая система - - это совокупность государственныхи общественных образований, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политическойвласти в обществе. Она включает в себя институциональный, функциональный, регулятивный, коммуникативный и идеологическийкомпоненты, каждый из которых имеет собственную особую струк-^РУ, формы организации и способы выражения. Основными ин-ститутами политической системы являются государство и политические партии.

2. Жизнедеятельность политической системы проявляется впРоцессе выполнения своих функций. Основными функциями политической системы являются мобилизационная, распределитель-Ная, регуляционная, функции целеполагания, легитимации, политической социализации.

3. Многомерность политической жизни, множество критериев анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем. Главным критерием типолп гии выступает политическая власть и предопределяемые ею харак тер и направленность социального развития. Не менее важен уце-уровня экономического развития, объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы.

4. Политическая стабильность •- устойчивое состояние обще. ства, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов различных социальных групп, на оптимальном соотношении преемственности и модификации, обусловленной внутренними и внешними стимулами.

Проблема прогнозирования политической стабильности связана с проблемой риска, понимаемого как вероятность определенных ограничений в реализации желательных событий и их нежелательных последствий, связанных с потерями, ущербом.

Основные понятия: политическая система общества, функции политической системы, типы политических систем, политическая стабильность, политический риск.