3. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России
Россия в своей истории пережила не одну волну переструктури рования социального пространства, когда рушилось прежнее соци альное устройство, менялся ценностный мир, формировались новые ориентиры, образцы и нормы поведения, гибли целые слои, рождались новые общности. На пороге XXI в. Россия вновь пере живает сложный и противоречивый процесс обновления.
Для того чтобы понять происходящие изменения, сначала необ ходимо рассмотреть основы, на которых строилась социальная структура советского общества до реформ второй половины 80-х гг. Раскрыть природу социальной структуры советской России можно путем анализа российского общества как комбинации раз личных стратификационных систем.
В стратификации советского общества, пронизанного админи стративным и политическим контролем, ключевую роль играла эта-кратическая система. Место социальных групп в партийно-государ ственной иерархии предопределяло объем распределительных п рав, уровень принятия решений и масштабов возможностей во всех областях. Стабильность политической системы обеспечива ть устойчивостью положения властной элиты (“номенклатуры”), кл ючевые позиции в которой занимали политическая и военная элиты , а подчиненное место - хозяйственная и культурная. Для общества характерно слияние власти и 'собственности; преобладание государственной собственности; госуда рственно-монополистический способ производства; доминирование Централизованного распределения; милитаризация экономики°словно слоевая стратификация иерархического типа, в которой п озиции индивидов и социальных групп определяются их место в структуре государственной власти, распространяющейся на подавляющую часть материальных, трудовых, информационных ре сурсов; социальная мобильность в форме организуемой сверху лекции наиболее послушных и преданных системе людей.
Отличительной характеристикой социальной структуры общест ва советского типа являлось то, что она не была классовой по параметрам профессиональной структуры и экономической дифференциации оставалась внешне похожей на стратификацию aanaj ных обществ. Вследствие ликвидации основы классового разделе ния - частной собственности на средства производства - классы постепенно деструктуризировались.
Монополия государственной собственности в принципе не может дать классового общества, так как все граждане - наемные работники государства, различающиеся лишь объемом делегиро ванных им полномочий. Отличительными признаками социальных групп в СССР являлись особые функции, оформленные как право вое неравенство этих групп. Такое неравенство вело к замкнутости этих групп, уничтожению “социальных лифтов”, служащих для восходящей социальной мобильности. Соответственно все более знаковый характер приобретали быт и потребление элитных групп, напоминая явление, именуемое “престижным потреблением”. Все эти признаки составляют картину сословного общества.
Сословная стратификация присуща обществу, в котором экономические отношения носят зачаточный характер и не выполняют дифференцирующей роли, а главным механизмом социальной регу ляции является государство, делящее людей на неравные в право вом отношении сословия.
С первых лет советской власти в особое сословие оформлялось, например, крестьянство: его политические права ограничивала вплоть до 1936 г. Неравенство прав рабочих и крестьян проявля лось многие годы (прикрепление к колхозам через систему беспас портного режима, привилегии рабочим при получении образован и продвижении по службе, система прописки и т.д.). Фактичесь особое сословие с целым комплексом особых прав и привил* превратились работники партийно-государственного аппарат правовом и административном порядке был закреплен социальн статус массового и неоднородного сословия заключенных.
В 60-70-е гг. в условиях хронического дефицита и ограничен ной покупательной способности денег усиливается процесс ние рования зарплаты при параллельном дроблении потребительства на закрытые “спецсекторы” и возрастания роли привилегий. Улучшилось материальное и социальное положение групп, прича стных к распределительным процессам в сфере торговли, транспорта. Социальное влияние этих групп возрастало по мере обострения дефицита товаров и услуг. В этот период возника и развиваются теневые социально-экономические связи и объ- яснения. Формируется более открытый тип общественных отношений: в экономике бюрократия приобретает возможности доби ваться наиболее благоприятных для себя результатов; дух предпри нимательства охватывает и низовые социальные слои - формиру ются многочисленные группы торговцев-частников, производите лей “левой” продукции, строителей-“шабашников”. Таким обра зом, происходит удвоение социальной структуры, когда в ее рамках причудливо сосуществуют принципиально различные социальные группы.
Важные социальные изменения, которые произошли в Совет ском Союзе в 1965 - 1985 гг., связаны с развитием научно-технической революции, урбанизацией и соответственно повышением общего уровня образования.
С начала 60-х до середины 80-х гг. в город мигрировало более 35 млн жителей. Однако урбанизация в нашей стране имела явно деформированный характер: массовые перемещения сельских миг рантов в город не сопровождались соответствующим развертыва нием социальной инфраструктуры. Появилась огромная масса лиш них людей, социальных аутсайдеров. Потеряв связь с деревенской субкультурой и не имея возможности включиться в городскую, миг ранты создавали типично маргинальную субкультуру.
Фигура мигранта из села в город - классическая модель марги нала: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской суб культуры подорваны, городская субкультура еще не усвоена. Глав ный признак маргинализации - разрыв социальных, экономических , Духовных связей.
Экономическими причинами маргинализации явилось экстен- 1в ное развитие советской экономики, засилье устаревших технологи й и примитивных форм труда, несоответствие системы образования реальным потребностям производства и т.д. С этим вплотную связа ны социальные причины маргинализации гипертрофия фонда накопления в ущерб фонду потребления, что порождало предельно низкий уровень жизни и товарный дефицит. Среди полити ко-правовых причин маргинализации общества главная заключает ся в том, что в советский период в стране происходило разруение каких бы то ни было социальных связей “по горизонтали”, госу дарство стремилось к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, деформируя гражданское общество, сводил” к минимуму автономию и самостоятельность индивидов и социаль ных групп.
В 60-80-е гг. повышение общего уровня образования, разви тие городской субкультуры породили более сложную и дифференцированную общественную структуру. В начале 80-х гг. специалис ты, получившие высшее или среднее специальное образование, со ставляли уже 40% городского населения.
К началу 90-х гг. по своему образовательному уровню и профес сиональным позициям советский средний слой не уступал западно му “новому среднему классу”. В этой связи английский политолог Р. Саква заметил: “Коммунистический режим породил своеобраз ный парадокс: миллионы людей являлись буржуа по своей культуре и устремлениям, но были включены в социально-экономическую систему, отрицавшую эти устремления”.
Под воздействием социально-экономических и политических ре форм во второй половине 80-х гг. в России произошли большие перемены. По сравнению с советским временем структура российского общества претерпела значительные изменения, хотя и сохра няет многие прежние черты. Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре: изменились и продолжают меняться отношения собственности i власти, появляются новые социальные группы, изменяются уро вень и качество жизни каждой социальной группы, перестраиваете механизм социальной стратификации.
В качестве исходной модели многомерной стратификации менной России возьмем четыре основных параметра: власть, стиж профессий, уровень доходов и уровень образования.
Власть - наиболее важное измерение социальной стратифика ции. Власть необходима для устойчивого существования любой об щественно-политической системы, в ней скрещиваются наиболее важные общественные интересы. Система властных органов советской России существенно перестроена - одни из них лиь ованы, другие только организованы, некоторые изменили свои н нкции, обновился их персональный состав. Ранее замкнутый пхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп.
Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочис ленные элитные группировки, находящиеся между собой в отноше ниях конкуренции. Элита утратила значительную часть рычагов власти, присущих старому правящему классу. Это привело к посте пенному переходу от политических и идеологических методов уп равления к экономическим. Вместо стабильного правящего класса с сильными вертикальными связями между его этажами создано множество элитных групп, между которыми усилились связи гори зонтальные.
Сферой управленческой деятельности, где усилилась роль политической власти, является перераспределение накопленного богатства. Прямая или косвенная причастность к перераспределению го сударственной собственности служит в современной России важнейшим фактором, определяющим социальный статус управлен ческих групп.
В социальной структуре современной России сохраняются черты прежнего этакратического общества, построенного на властных ие рархиях. Однако одновременно начинается возрождение экономи ческих классов на базе приватизированной государственной собст венности. Происходит переход от стратификации по основанию власти (присвоение через привилегии, распределение в соответст вии с местом индивида в партийно-государственной иерархии) к стратификации собственнического типа (присвоение по размеру прибыли и рыночно оцениваемому труду). Рядом с властными ие рархиями появляется “предпринимательская структура”, вклю чающая в себя следующие основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие предприниматели (собственники и руково дители фирм с минимальным использованием наемного труда); ) самостоятельные работники; 4) наемные работники.
Налицо тенденция формирования новых социальных групп, претендующих на высокие места в иерархии социального престижа. Престиж профессий второе важное измерение социальной Ратификации. Можно говорить о ряде принципиально новых тенденц ий в профессиональной структуре, связанных с появлением первых престижных социальных ролей. Набор профессий усложня ется, изменяется их сравнительная привлекательность в пользу, которые обеспечивают более солидное и быстрое материально вознаграждение. В связи с этим меняются оценки социального престижа разных видов деятельности, когда физически или этически “грязная” работа все же считается привлекательной с точки зрения денежного вознаграждения.
Вновь возникшие и потому “дефицитные” в кадровом отношении финансовая сфера, бизнес, коммерция заполнены большим ко личеством полу- и непрофессионалов. Целые профессиональные страты опущены на “дно” социальных рейтинговых шкал их специальная подготовка оказалась невостребованной и доходы от нее ничтожно малыми.
Изменилась роль интеллигенции в обществе. В результате со кращения государственной поддержки науки, образования, культу ры и искусства произошло падение престижа и социального статуса работников умственного труда.
В современных условиях в России наметилась тенденция форми рования ряда социальных слоев, относящихся к среднему клас су, - это предприниматели, менеджеры, отдельные категории ин теллигенции, высококвалифицированные рабочие. Но эта тенден ция противоречива, поскольку общие интересы различных социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются процессами их сближения по таким важным критери ям, как престиж профессии и уровень доходов.
Уровень доходов различных групп является третьим существен ным параметром социальной стратификации. Экономический ста тус - важнейший индикатор социальной стратификации, ведь уровень доходов оказывает влияние на такие стороны социального ста туса, как тип потребления и образ жизни, возможность заняться бизнесом, продвигаться по службе, давать детям хорошее образо вание и т.д.
В 1997 г. доход, получаемый 10% наиболее обеспеченных рос сиян, почти в 27 раз превышал доход 10% наименее обеспеченных на долю 20% наиболее обеспеченных слоев приходилось 47, общего объема денежных доходов, а на долю 20% самых бедных оставалось только 5,4%. 4% россиян являются сверхобеспеченых - -их доходы примерно в 300 раз превышают доходы основной массы населения.
Наиболее острой в настоящее время в социальной сфере являетс я проблема массовой бедности - происходит консервация нищ енского существования почти 1/3 населения страны. Особую трев огу вызывает изменение состава бедных: сегодня к ним относятся т олько традиционно малообеспеченные (инвалиды, пенсионеры, многодетные), ряды бедных пополнили безработные и работающие, величина зарплаты которых (а это четверть всех занятых на пред приятиях) ниже прожиточного уровня. Почти 64% населения имеют доходы ниже среднего уровня (средним считается доход, со ставляющий 8--10 минимальных размеров оплаты труда на человека) (см.: Заславская Т.Н. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 17).
Одним из проявлений снижающегося уровня жизни значитель ной части населения стала возрастающая потребность во вторичной занятости. Однако определить реальные масштабы вторичной занятости и дополнительных приработков (приносящих даже более высокий доход, чем основная работа) не представляется возмож ным. Применяющиеся сегодня в России критерии дают лишь услов ную характеристику структуры доходов населения, получаемые дан ные зачастую имеют ограниченный и неполный характер.
Тем не менее социальное расслоение на экономической основе свидетельствует о продолжающемся с большой интенсивностью процессе переструктурирования российского общества. Он был ис кусственно ограничен в советское время и открыто развивается сейчас.
Углубление процессов социальной дифференциации групп по ур овню доходов начинает оказывать заметное влияние на систему образования.
Уровень образования - еще один важный критерий стратифи- олучение образования является одним из главных каналов вер тикальной мобильности. В советский период получение высшего обр азования было доступным для многих слоев населения, ср еднее образование было обязательным. Однако такая система обр азования была малоэффективной, высшая школа готовила специа листов без учета реальных потребностей общества современной России широта предложений в области образования становится новым дифференцирующим фактором.
В новых высокостатусных группах получение дефицитного и вы сококлассного образования считается не только престижным и функционально важным.
Вновь возникающие профессии требуют большей квалификации лучшей подготовки, лучше оплачиваются. Как следствие, образо вание становится все более важным фактором на входе в профес сиональную иерархию. В итоге усиливается социальная мобиль ность. Она все в меньшей степени зависит от социальных характе ристик семьи и в большей мере определяется личностными качест вами и образованием индивида.
Анализ изменений, происходящих в системе социальной страти фикации по четырем основным параметрам, говорит о глубине, противоречивости переживаемого Россией трансформационного процесса и позволяет заключить, что на сегодняшний день она про должает сохранять старую пирамидальную форму (характерную для доиндустриального общества), хотя содержательные характеристи ки входящих в нее слоев существенно изменились.
В социальной структуре современной России можно выделить шесть слоев: 1) верхний - экономическая, политическая и силовая элита; 2) верхний средний - средние и крупные предприниматели; 3) средний мелкие предприниматели, менеджеры производст венной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита, кадровые военные; 4) базовый массовая интеллигенция, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса; 5) ниж ний неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры; 6) “социальное дно” бездомные, освобожденные из мест заключения и т.д.
Вместе с тем следует сделать ряд существенных уточнений, свя занных с процессами изменения системы стратификации в процессе реформ:
большинство социальных образований носит взаимопере ходный характер, имеет нечеткие, расплывчатые границы;
отсутствует внутреннее единство вновь возникающих ее соци альных групп;
происходит тотальная маргинализация практически всех со циальных групп;
новое российское государство не обеспечивает безопасность граждан и не облегчает их экономическое положение. В свою
эти дисфункции государства деформируют социальную структуру общества, придают ей криминальный характер; криминальный характер классообрззования порождает рассовоую имущественную поляризацию общества;
современный уровень доходов не может стимулировать трудовую и деловую активность основной массы экономически актив ного населения;
в России сохраняется слой населения, который можно на звать потенциальным ресурсом среднего класса. Сегодня около 15% занятых в народном хозяйстве могут быть отнесены к этому слою, но его созревание до “критической массы” потребует немало времени. Пока в России социально-экономические приоритеты, характерные для “классического” среднего класса, можно наблюдать лишь в верхних слоях социальной иерархии.
Существенная трансформация структуры российского общест ва, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, • - длительный процесс. Тем временем стратифи кация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры.
Безусловно, гарантом процесса обновления России должно стать формирование гражданского общества.
Проблема гражданского общества в нашей стране представляет особый теоретический и практический интерес. По характеру доминирующей роли государства Россия изначально была ближе к вос точному типу обществ, но у нас эта роль была выражена еще рельефнее. По выражению А. Грамши, “в России государство представляет все, а гражданское общество первобытно и расплывчато”. В отличие от Запада, в России сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффект ивность собственности. Следует также учитывать тот факт, что в теч ение длительного времени в России практически отсутствовали общественные организации и оставались неразвитыми такие ценности, как неприкосновенность личности и частной собственности и правовое мышление, составляющие контекст гражданского общества на Западе, социальная инициатива принадлежала не объ- 1ям частных лиц, а бюрократическому аппарату.
Со второй половины XIX в. проблема гражданского обш стала разрабатываться в русской общественной и научной м (Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и др.). Формирова же гражданского общества в России начинается в период правления Александра I . Именно в это время возникают отдельные сферы гражданской жизни, не связанные с военным и придворным чиновничеством салоны, клубы и т.д. В результате реформ Александра II возникают земства, различные союзы предпринимателей, институты милосердия, культурные общества. Однако процесс образования гражданского общества был прерван революцией 1917 г. Тоталитаризм блокировал саму возможность возникновения и развития гражданского общества.
Эпоха тоталитаризма привела к грандиозному нивелированию всех членов общества перед всесильным государством, вымыванию любых групп, преследующих частные интересы. Тоталитарное го сударство существенно сузило автономию социальности и гражданского общества, обеспечив себе контроль над всеми сферами об щественной жизни.
Особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново. Выделим наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России:
формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обу словленной ими открытой социальной структуры общества;
появление адекватной этой структуре системы реальных тересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слой единую общность;
возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций социальных и культурных объединений, общественно-политичес ких движений, составляющих главные институты гражданского обще ства;
обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, половозрастными и др.);
создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
формирование и развертывание механизмов социальной ' регуляции и самоуправления на всех уровнях общественного
организма.
Идеи гражданского общества оказались в посткоммунистичес- а России в том своеобразном контексте, который отличает нашу страну как от западных государств (с их сильнейшими механизмами н ациональных правоотношений), так и от стран Востока (с их спецификой традиционных первичных групп). В отличие от стран За пада современное российское государство имеет дело не со структурированным обществом, а, с одной стороны, с быстро формиру ющимися элитарными группами, с другой - с аморфным, атомизированным обществом, в котором преобладают индивидуальные потребительские интересы. Сегодня в России гражданское общество не развито, многие его элементы вытеснены или “заблокированы”, хотя за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования.
Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными при знаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений - потребительских ас социаций, профессиональных союзов, экологических групп, поли тических клубов и т.п. Однако многие из них, пережив на рубеже 80-90-х гг. короткий период бурного подъема, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность. Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее пространенным социальным типом стал индивид, замкнутый в устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития.
Специальная стратификация система социального нера- Ва > состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархи- г °Рганизованных социальных слоев (страт). Система страти- 'Ии формируется на основе таких признаков, как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и уп( образования.
2. Теория стратификации позволяет смоделировать политическую пирамиду общества, выявить и учесть интересы отдельных со циальных групп, определить уровень их политической активное степень влияния на принятие политических решений.
3. В достижении консенсуса между различными социальным группами и интересами состоит главное предназначение граждан ского общества. Гражданское общество представляет собой сово купность социальных образований, объединенных специфическими экономическими, этническими, культурными и т.п. интересами, ре ализуемыми вне сферы деятельности государства.
4. Становление гражданского общества в России связано со зна чительными изменениями в социальной структуре. Новая социаль ная иерархия во многом отличается от той, которая существовала в советское время и характеризуется крайней неустойчивостью. Перестраиваются механизмы стратификации, усиливается соци альная мобильность, возникает множество маргинальных групп с неопределенным статусом. Начинают складываться объективные возможности для формирования среднего класса. Для существен ной трансформации структуры российского общества необходимо преобразование институтов собственности и власти, сопровождающееся размыванием границ между группами, изменением группо вых интересов и социальных взаимодействий.
Основные понятия: социальная стратификация, статусна, перестановка, маргинализация, относительная деприваци. средний класс, гражданское общество, этакратическая си тема.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какое содержание вкладывается в понятие “социальная стра кация”?
2. Выделите общие направления развития социальной дифФеРе ции западного общества.
3. В чем сущность феномена маргинализации?
4. Каковы сущностные признаки гражданского общества?
5. Назовите институты гражданского общества.
6. Перечислите исторические вехи формирования концепции гражданс кого общества.
7 Охарактеризуйте основные проблемы на пути становления гражда нского общества в России.
8. Проанализируйте особенности формирования среднего класса в со временной России.
ЛИТЕРАТУРА
1 Политология: Хрестоматия / Сост. М.А.Василик, М.С.Вершинин. М., 2001.
2 Практикум по политологии: Учебное пособие для вузов / Под ред. М.А.Ва-силика.М.,2001.
3. Политология: Словарь-справочник / М.А.Василик, М.С.Вершинин и др.
М.,2001.
4. Андреев А.Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
5. Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы России. М.,1998. Ъ.Клямкин ИМ., Тимофеев Л.М. Теневой образ жизни (Социологический
автопортрет постсоветского общества) // Полис. 2000. №3.
7. Трансформация социальной структуры и стратификация российского обще ства/Отв. ред. З.Т.Голенкова. М., 2000.
8. Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества. М ., 2000.
9. Seilgman A. The Idea of Civil Society. N . Y ., 1992.
- Раздел I. Методологические проблемы истории и теории политической науки.
- 2. Методы и функции политологии
- Глава 2 идейные истоки политологии
- 2. Политические теории Нового времени.
- Глава 3. Русская политическая мысль XIX - начал а XX в.
- 2. Проблемы свободы личности, власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в.
- Глава 4. Политическая власть
- 2. Механизм осуществления политической власти
- 3. Эффективность и легитимность власти
- Глава 5. Социальные основы политики
- 2. Гражданское общество: понятие, структура, функции
- 3. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России
- Глава 6. Социальные субъекты политической власти
- 2. Правящая элита и ее роль в политике
- Глава 7. Политическая система общества
- 3. Политическая стабильность и политический риск
- Глава 8. Политические режимы
- 2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен
- 3. Авторитарный политический режим
- 4. Теории и модели демократии. Демократический режим
- Глава 9. Избирательные системы
- 2. Избирательная процедура и избирательная кампания
- 3. Пропорциональная и мажоритарная системы учета и подсчета голосов
- 4. Выборы и избирательная система в России
- Глава 10. Государство как институт политической системы
- 2. Формы государственного устройства и правления
- 3. Правовое и социальное государство: ценности и принципы
- 4. Органы государственной власти в Российской Федерации
- Глава 11. Политические партии, партийные системы, общественно-политические движения
- 2. Сущность и разновидности партийных систем
- 3. Общественно-политические движения
- 4. Становление многопартийной системы в России
- Глава 12. Политическая культура и социализация
- 2. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
- Глава 13. Политическое поведение и участие
- 2. Теории политического участия
- 3. Электоральное поведение в России
- Глава 14. Современные политические идеологии
- 2. Структура, функции и уровни политической идеологии
- 3. Основные политические идеологии современности
- Глава 15. Политическое развитие и модернизация
- 2. Сущность политической модернизации, ее критерии и типы
- 3. Переход от авторитаризма (тоталитаризма) к демократии. Третья волна демократизации
- 4. Политическая модернизация в современной России
- Глава 16. Политические конфликты и кризисы
- 2. Политические конфликты: сущность, виды и способы разрешения. Политические кризисы
- 3. Этнополитические конфликты
- Глава 17. Геополитика
- 2. Теоретические основы геополитики
- 3. Геополитический анализ современных международных отношений
- Глава 18. Политическая глобалистика
- 2. Политические пути решения глобальных проблем современности