(На материалах современной Чечни)
Конец ХХ века в России отмечен радикальными преобразованиями в системе политико-государственного устройства, модернизационными изменениями в экономике, идеологии и культуре. Экономические и политические преобразования в стране, и в связи с этим возникший системный кризис российского общества привели к трансформации духовных и религиозных ценностей этнических общностей. Отразились они и на состояние ислама в России, который, начиная с конца 80-х годов нынешнего столетия, претерпевает бурный подъем.
Возрождение ислама в России, в том числе и на Северном Кавказе, представляет собой реакцию, прежде всего на внутренние социально-политические изменения. Сам процесс возрождения российского ислама сопровождался как позитивными, так негативными тенденциями. Восстанавливались старые мечети, строились новые, создавались исламские школы и вузы, широко изучалась религиозная догматика, издавалась соответствующая литература, расширялись контакты мусульман с зарубежными собратьями по вере, центрами арабо-мусульманской культуры.
В то же самое время в России, регионах Северного Кавказа возникают религиозно-политические партии и движения, преследовавшие радикальные цели вплоть до изменения политической системы, духовно-культурной идентичности российских мусульман путем насильственного внедрения нетрадиционных религиозно-политических, этнокультурных ценностей. Здесь не последнюю роль играли международные исламские организации, зарегистрированные как в Москве, так и в других городах страны, финансово и идеологически поддерживавшие новые мусульманские религиозно-политические организации.
На Северном Кавказе такие религиозно-политические организации как Исламская партия возрождения, Исламский джамаат Дагестана, ваххабитские группы в Чечне, входившие в состав Конгресса народов Ичкерии и Дагестана, вынашивали проект «исламизации» всего Кавказа и даже предприняли попытку создания исламского государства в Чечне и Дагестане. Сказанное позволяет признать, что исламский ревивализм - явление неоднозначное, противоречивое, в нем сталкиваются локальный религиозный традиционализм и религиозное «новаторство», часто сопряженное с религиозным радикализмом. Наиболее выпукло это столкновение обозначилось в конфликте, возникшем между последователями традиционного ислама и «ваххабизма»[1] в Дагестане и Чечне. Появление и распространение ваххабизма на Северном Кавказе, было обусловлено тяжелыми социально-экономическими преобразованиями, происходившими в стране, приведшие к радикальному обнищанию людей, духовно-идеологическому вакууму, коррупцией в органах власти.
В условиях трансформации советской экономики значительная часть молодежи, в том числе на Северном Кавказе, оказалась вытеснена на периферию социального бытия. Безработная молодежь, часто индифферентная, в поисках своего места в обществе втягивалась в ваххабитские группы, что происходило не без финансовой и идеологической поддержки ряда зарубежных мусульманских организаций, перенесшие центр тяжести своей «благотворительной» деятельности на Кавказ. С этими социально-политическими факторами связан успех исламского радикализма на Северном Кавказе во второй половине 90-х годов ХХ столетия.
Возникшие в Дагестане и Чечне ваххабитские группы, с некоторыми оговорками, можно признать в качестве протестных религиозных организаций. Первоначально их деятельность имела просветительский характер, и свой критический заряд они нацеливали против местных коррупционеров и связанного с ними официального духовенства, что привлекало в их ряды недовольных властью людей. Широкой критике ваххабиты подвергали представителей традиционного духовенства Северного Кавказа, обвиняемые в невежестве, искажении ислама, который, по их мнению, нуждался в очищении от «новшеств», «загрязнений». В последующем дагестанские и чеченские религиозные «новаторы» при попустительстве местных органов власти, федерального центра предпринимают попытки реализации далеко идущих политических целей, что послужило одной из причин очередной трагедии чеченского народа.
- Северо-кавказское обозрение
- Ислам и политика на Северном Кавказе Сборник научных статей
- Ислам в этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе (вместо предисловия)
- В.В. Черноус
- Добаев и. П., к. Полит. Н., (скагс ) Традиционализм и радикализм в современном исламе на Северном Кавказе
- Примечания:
- Ханбабаев к.М.
- Примечания
- В. Х. Акаев
- К.Ф.Н., доцент (иппк при ргу)
- Ислам и политика
- (На материалах современной Чечни)
- 1. Роль традиционного ислама в духовной и
- 2. Стратегия ваххабитов
- 3. Шариатизация – начало создания кавказского халифата
- 4. Провокация ваххабитов
- 5. Джихад и дискуссия вокруг него
- 6. Зикристы у власти?
- 7. Перспективы ислама
- Примечания
- Сампиев и.М., к.Ф.Н. (г. Назрань) о некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму в северо-кавказском регионе
- Р.А. Ханаху,
- Примечания
- Примечания
- Левшуков р.А., аспирант (ргпу) Религиозный экстремизм в Карачаево-Черкесской Республике
- Примечания
- Трапш н.А.
- Аспирант (ргу)
- Ислам в Абхазии:
- Исторические традиции и современность
- Примечания
- Магомедова з.Г.
- Гл. Специалист аппарата нс рд
- (Г. Махачкала)
- Роль религиозных организаций в обеспечении единства и целостности Республики Дагестан как проблема региональной безопасности
- З.С. Арухов,
- Примечания
- Добаев и.П. К.Полит.Н. (скагс) Механизмы социальной и политической мобилизации в радикальном исламе
- Воронцов с.А., к.Ф.Н(ргу) Ислам и политический экстремизм
- Примечания
- З.С.Арухов к.Ф.Н. (Дагестан) Новые ориентиры политики сша в отношении стран исламской «дуги нестабильности»
- М.А.Текуева
- Примечания
- В.Х. Акаев к.Ф.Н., доцент (иппк при ргу) Религиозно-просветительская роль газеты «Зори ислама»
- Содержание