logo search
Региональная экономика / УМК

5.1 Бюджетно-налоговое регулирование

Государственный бюджет это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумулирования и мобилизации средств, выделения и использования финансовых ресурсов.

Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамичном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов- в форме законов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.

Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды.

Целевой бюджетный фонд - централизованный фонд денежных средств, создаваемый за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемый по отдельной смете.

Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Принципы функционирования бюджетной системы:

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В доходах бюджетов могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные пере­числения. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются дохо­ды целевых бюджетных фондов.

Денежные средства считаются зачисленными в доход соот­ветствующего бюджета или бюджета государственного внебюд­жетного фонда с момента совершения Банком России или кре­дитной организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет госу­дарственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам относятся:

К неналоговымотносятся доходы:

В доходах бюджетовучитываются:

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предприни­мательской деятельности, в полном объеме учитываются в его смете доходов и расходов.

Средства, получаемые в процессе приватизации государст­венного и муниципального имущества, зачисляются в соответст­вующие бюджеты.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме до­таций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и без­возмездной передачи средств отражается в доходах того бюдже­та, который является получателем этих средств.

В доходы бюджетов зачисляются также безвозмездные пере­числения от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, по взаим­ным расчетам — операциям по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с измене­ниями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей дохо­дов, происшедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа. Суммы конфиска­ций, компенсаций и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются насобственные и регули­рующие. Собственныедоходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответст­вующими бюджетами действующим законодательством.

К собст­венным доходам бюджетов относятся:

Финансовая помощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюдже­тов других уровней бюджетной системы в соответствии с уста­новленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собст­венных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, пе­редаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от Использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учрежде­ниями, находящимися в ведении органов государственной вла­сти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъек­тами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязатель­ных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.