3. Война как форма политического конфликта
Война – конфликт между классами, этносами, конфессиями, группировками, государствами, который происходит в форме организованной вооруженной борьбы в сочетании с мерами экономического, психологического, идеологического и дипломатического характера. Согласно формулировке известного немецкого теоретика К.Клаузевица, «война есть продолжение политики иными средствами».
В условиях глобализации видоизменяется сама сущность войны как социального явления. Она нередко перестает быть рациональным средством достижения политических и экономических целей вследствие разрушительной силы современных видов оружия. Даже полный разгром вооруженных сил государств может не означать победу в ее политическом измерении. Как известно, оккупация Соединенными Штатами территории Ирака с мимимумом потерь для американской армии не привела к ожидаемым политическим изменениям в стране, т.е. распространению демократии.
Вопрос о политическом смысле войны и содержании победы в ней должен рассматриваться в зависимости от целей, поставленных государственным руководством. Следует учитывать, что цели воюющих сторон могут меняться в ходе войны под воздействием различных обстоятельств, и, прежде всего, самого хода военных действий.
Наряду с определением войны как продолжения политики (с постоянным воздействием политики в ходе военных действий) войну следует рассматривать как особое состояние общества, системы мировой политики или одной из ее подсистем. Главная характерная черта этого состояния - вооруженная борьба. В европейской и восточной мысли попытки определения феномена войны подобным образом предпринимались Т.Гоббсом, Дж.Локком, Ш.Монтескье, И.Кантом, П.Сорокиным и др.
В целом можно констатировать, что вопрос о природе войны остается малоисследованным и нуждающимся в углубленной проработке. Изучение этой проблематики становится важной прикладной, практической задачей в связи с возрастанием роли военного фактора в мировой политике, которое происходит в условиях общего роста глобальной экономической, политической и военно-стратегической неопределенности.
Отправным пунктом в классификации войн служит постулат о примате политики по отношению к военной стратегии и военным действиям. Войны классифицируются на основании различных критериев: по политическому содержанию (справедливые и несправедливые), по сферам политики (внутренние, гражданские и внешние, межгосударственные), по масштабам (глобальные, региональные, локальные), по используемым военно-техническим средствам (с применением обычных вооружений и оружия массового уничтожения), в зависимости от политических целей и форм используемого насилия (симметричные и ассиметричные), в зависимости от способов ведения вооруженной борьбы (контактные и бесконтактные). Разработка принципов и самой классификации войн является крупной теоретической и прикладной задачей политической и военной науки.
К войнам ближайших десятилетий не всегда будет применима их традиционная типологизация по политическому содержанию (справедливые и несправедливые) и используемым военно-техническим средствам (с применением обычных вооружений или оружия массового уничтожения). Различие между справедливыми и несправедливыми войнами все труднее поддается объективному анализу. Грань же между видами вооружений достаточно условна, поскольку современные высокотехнологичные вооружения по причиняемому урону сопоставимы с оружием массового уничтожения.
Характер взаимодействия ведущих мировых держав практически исключает возможность широкомасштабной ядерной войны между ними. В отношениях друг с другом они практикуют политику взаимного ядерного сдерживания. Вместе с тем в условиях «ползучего» распространения ядерного оружия повышается вероятность ограниченных войн с его использованием.
В будущем наиболее вероятны следующие разновидности войн, как классических, так и нового типа.
- межцивилизационные войны, прежде всего Запада против непримиримых противников – исламских экстремистов, отвергающих его ценности и достижения;
- войны самих Соединенных Штатов, возглавляемых ими коалиций или их союзников против слаборазвитых государств с целью: а) обеспечения экономических интересов Запада и прежде всего контроля над энергетическими ресурсами; б) устранения режимов, чей политический курс не вписывается в стратегию Запада, способствует усилению террористической угрозы или распространению оружия массового уничтожения.
- межгосударственные войны, вызываемые региональными противоречиями, конфессиональным соперничеством, борьбой за контроль над природными ресурсами, необходимыми для жизнеобеспечения. К этой категории могут быть отнесены реальные и потенциальные вооруженные конфликты на Ближнем Востоке, Кавказе, Балканах и в других регионах.
- внутригосударственные войны, в том числе гражданские, вызываемые обострением социальных противоречий, этноконфессиональными факторами.
- войны в целях сохранения и восстановления территориальной целостности государств (Китай, Индия).
- «гуманитарные интервенции», осуществляемые с целью или под предлогом защиты демократии и обеспечения прав человека, операции по установлению и поддержанию мира, антитеррористические операции. Являясь средством достижения политических целей методами вооруженного насилия, они могут привести к девальвации таких понятий, как суверенитет и территориальная целостность.
Под влиянием глобализации и научно-технической революции изменится характер и облик будущих войн, трансформируются привычные представления о них. Возможность нанесения ударов с больших расстояний по группировкам и объектам государственного управления изменит принципы ведения действий и позволит отказаться от ряда традиционных форм вооруженной борьбы.
Во- первых, возник принципиально новый класс войн – между государствами и транснациональными негосударственными субъектами, прежде всего террористическими структурами. Для конфликтов этого типа необходимы совершенно иные стратегии, чем для межгосударственных войн.
Во-вторых, уже в недалеком будущем цели войн и вооруженных конфликтов будут заключаться не столько в захвате и удержании территории противника, сколько в подрыве его оборонного и экономического потенциала, внесении хаоса в управление страной, внушении отчаяния и безысходности войскам и населению противника. Только после этого станут возможными наступательные наземные операции.
Борьба за территории уступает место соперничеству за контроль над важными объектами мировой экономики. Победа, достигнутая путем полного разрушения промышленного потенциала противника, теряет привлекательность.
В - третьих, происходит размывание граней между миром и войной как двумя состояниями общества. При подготовке современной войны информационное противоборство становится ее первой стадией, когда решаются задачи достижения превосходства над объектом предстоящего нападения. Этому благоприятствует формирование глобального медиа-пространства, открывающего качественно новые возможности для ослабления готовности противника к сопротивлению, завоевания на свою сторону симпатий мировой общественности, психологической подготовки своего населения к предстоящей военной кампании. Информационное обеспечение военного нападения может продолжаться от нескольких недель до многих месяцев. Для изменения поведения противника в обязательно порядке осуществляется психологическая поддержка военных операций.
В - четвертых, войны нового поколения будут бесконтактными с применением высокотехнологичных систем вооружений и без ведения широкомасштабных наземных боевых действий. Это позволит минимизировать людские потери, которые крайне болезненно воспринимаются общественным мнением и могут вызывать внутриполитические кризисы. Преимущества бесконтактной войны продемонстрированы вооруженными силами Соединенных Штатов в Персидском заливе, Югославии и Афганистане.
Массированное применение высокоточного оружия (беспилотные самолеты, крылатые ракеты) позволяет максимально ослаблять противника еще до начала наземных операций и делает возможным достижение победы без оккупации его территории.
Изменится и облик наземных операций. Боевые действия в них будут рассредоточены по глубине и вестись без образования сплошных фронтов. Широкое применение в этих действиях найдут мобильные войска.
Системообразующим компонентом войн нового поколения становится космос. В нем будут находиться обеспечивающие системы и из него будут наноситься высокоточные удары по объектам на Земле.
Можно прогнозировать скоротечность протекания бесконтактных войн с применением высокоточного оружия, поскольку отпадет необходимость в широкомасштабных наземных операциях с участием крупных контингентов сухопутных войск.
Существует вероятность применения ядерного оружия, прежде всего малой мощности. В настоящее время ядерное оружие рассматривается как практически применимое, мощное и эффективное средство ведения войн и достижения в них победы. В военные доктрины США и России включены положения о возможности при определенных условиях применения ядерного оружия первыми, причем как на стратегическом, так и на тактическом уровнях. Допустимым и оправданным с военной точки зрения может быть применение «точечных» ядерных ударов для уничтожения баз террористов и укрепленных объектов на территории государств, стремящихся к обладанию ядерным оружием.
Особенностью войн эпохи глобализации будет ассиметричность действий воюющих сторон (высокие технологии против обычных вооружений, нестандартные тактики ведения военных операций). Невозможность противостоять армиям западных стан стимулирует поиск остальными государствами и политическими акторами таких ответов, которые нельзя парировать чисто военными средствами.
Одним из видов «ассиметричной войны» против превосходящих по боеспособности и оснащенности сил вторжения может явиться широкое использование партизанской тактики. Например, активность повстанцев в Ираке и Афганистане препятствует попыткам Соединенных Штатов установить контроль над территориями этих стран.
Ассиметричный ответ на массированное применение крупных войсковых соединений и современных вооружений может принять форму широкомасштабных действий террористического характера, подобных тем , которые произошли 11 сентября 2001 года. Возможно переплетение повстанческих действий иррегулярных вооруженных формирований с организацией террористических актов, как это происходит в Ираке.
Оружием «ассиметричной войны» считаются компъютерные технологии, способные нарушить функционирование систем обеспечения жизнедеятельность противника. Эффект от применения таких технологий может быть как тактическим, так и стратегическим.
Для понимания природы современных войн необходим учет не только причин и условий их возникновения, характера протекания, но и блокирующих факторов. Ими являются прежде всего стремление мирового сообщества уберечь себя от самоуничтожения, формирование единого, взаимосвязанного и взаимозависимого мира, утверждение в общественном сознании приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к ценностям классовым, групповым и национальным.
В условиях глобализации одна из первостепенных задач мирового сообщества – предотвращение конфронтационности и проявлений силовой политики. Предстоит осмыслить ее как совокупность мер по сдерживанию агрессивных сил, принуждению их к отказу от прямого военного столкновения. Нуждается в осмыслении опыт такой деятельности.
Предотвращение войн должно рассматриваться как особый тип отношений между государствами (коалициями), негосударственными политическими субъектами по поводу возможного военного столкновения. Следует учитывать, что динамика этих отношений зависит от соотношения сил и возможностей, имеющихся у сторон, способности к наиболее полной их реализации.
Освоение искусства предотвращения войн и военных коллизий становится важным условием повышения роли России в международных отношениях. Концепция национальной безопасности и военная доктрина Р провозглашают главными целями убережение страны от войн (вооруженных конфликтов), их своевременное предотвращение; локализацию, нейтрализацию и ликвидацию военных угроз на ранних стадиях их зарождения.
Цели предотвращения конфронтационности и проявлений силовой политики служит разработанная ООН миротворческая концепция перехода от современной культуры войны к культуре мира и согласия. Методологически ключевое положение «культуры мира» состоит в том, что мир – это динамичный процесс устранения причин конфликтов, разоружения и военной конверсии, воспитания людей в духе диалога, утверждения принципов демократии, формирования социально ориентированного общества, в центре которого стоит человек. В концепции «культуры мира» акцентируется необходимость не столько вмешательства в уже развернувшиеся конфликты и осуществления миротворчества, сколько предотвращения насилия. Реализация концепции возможна при условии органического сочетания универсальных прав человека, демократии, социальной справедливости с самобытным опытом и традициями каждого народа в области обеспечения мира.
Одна из наиболее сложных задач в формировании культуры мира – ее укоренение в сознании людей. Для этого необходимо воспитание на индивидуальном уровне навыков диалога, посредничества в урегулировании конфликтов, формирования консенсуса. Преобразование ценностей, взглядов и форм поведения должно сочетаться с мерами дипломатического характера, разоружением и конверсией, преодолением бедности и более справедливым распределением благосостояния и знаний.
Х. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ
- Н.М.Сирота
- 1. Политическая наука как область гуманитарного знания
- 11. Природа политики
- 111. Человеческое измерение политики
- 1Х. Политические изменения
- Введение
- 1. Политическая наука в системе гуманитарного знания
- 1 Предмет политической науки
- 2 Становление политической науки
- 3 Российская политическая наука
- 11. Природа политики
- 1 Политика как социальное явление
- Взаимосвязь политики с экономикой и правом
- 3 Политика и мораль
- 3 Политические отношения
- 5 Политическое прогнозирование
- 111. Человеческое измерение политики
- 1.Человек как первичный субъект политики
- 2. Политическое сознание
- 1У. Формы политической активности
- 1. Политическое поведение и политическая деятельность
- 2. Насилие и ненасилие в политике
- 3.Экстремизм и терроризм
- У. Политическая власть
- 1. Власть и властные отношения
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Власть и оппозиция
- 4. Роль элит в осуществлении политической власти
- 5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции
- У1. Политические системы и режимы
- 1. Политическая система: понятие, структура, функции
- 2. Политический режим: определение, типология
- 3. Демократия: сущность, формы, модели
- 1. Государство как политический институт
- 2. Политические партии и партийные системы
- 3.Группы интересов
- 4. Выборы и избирательные системы
- У111. Социокультурные аспекты политики
- 1. Политическая культура: понятие, типы
- 2. Политическая социализация
- 3. Политические идеологии современности
- 1Х. Политические процессы
- 1 Сущность и структура политических процессов
- 2. Политические конфликты и механизм их разрешения
- 3. Война как форма политического конфликта
- 1. Мировая политика и международные отношения
- 2.Теоретические школы в исследовании мировой политики
- 3.Геополитическое направление в изучении международных отношений
- Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
- Словарь терминов
- Тестовые контрольные вопросы
- 27. По какому критерию политические конфликты различаются на агонистические и антагонистические:
- 28. К какой подсистеме межгосударственных объединений относится Европейский Союз:
- 29. Кем из геополитиков было разработано «морское» направление этой науки:
- 30. Какая геостратегия для России является оптимальной:
- «Политология»
- Дополнительная История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
- Вспомогательная