logo search
укуцкц

Правопонимание

Гамильтон отрицал теорию естественного равенства людей . Деление людей на богатых и бедных, а соответственно на просвещенных и непросвещенных, способных и неспособных управлять делами общества, было для него бесспорным. По этому поводу он писал следующее: "Во всяком обществе происходит деление на большинство и меньшинство. К первым относятся масса народа, ко вторым - богатые и знатные. Глас народа называют гласом божим, однако, как бы часто это положение не повторялось и сколько бы людей в него не верило, оно не соответствовало действительности. Народ - буйная и изменчивая сила. Его суждения редко правильны. Посему второму классу надлежит представить твердую и постоянную роль в управлении государством. Он будет обуздывать непостоянство первого и, поскольку изменения не несут ему выгод, навсегда обеспечит хорошее правление. Можно ли описать, что демократическое законодательное собрание, ежегодно переизбираемое народом, будет стремиться неуклонно к всеобщему благу ? Только постоянно существующий орган в состоянии сдержать неразумие демократии. Её бурный и необузданный нрав нуждается в узде ограничения".

Гамильтон был убежден, что единственно эффективный способ обуздания демократической фракционности заключается в создании органа судебного надзора - Верховного суда, обладающего широкими полномочиями. По его мнению, пожизненно назначаемые независимые и хорошо оплачиваемые члены суда в состоянии обеспечить управление с ответственностью. Они смогут сделать это отчасти потому, что сами являются не избираемыми и не ответственными. Таким образом, потерпев неудачу в попытке добиться признания монархического принципа, Гамильтон посвятил свои усилия изобретению всевозможных ограничений демократической власти.

Вывод : Не все идеи Гамильтона были приняты Конституцией США. Но как общая направленность, так и большая часть конкретных предложений Гамильтона были приняты Конституционным конвентом. Это и определило общий характер и содержание Конституции, порывающей с основными идеями Декларации независимости .

Джеймс Мэдисон (1751–1836), участник Филадельфийского конвента и один из авторов "Федералиста", более чем кто-либо заслуживает почетного титула "отец американской конституции". Он внес значительный вклад в разработку идей республиканского правления в условиях США, а также теории равновесия обособленных властей, концепции факций и др. Именно благодаря его основательному философскому, политическому и юридическому подходу "Федералист" из развернутого комментария Конституции превратился в мастерский анализ фундаментальных принципов государственной власти, а со временем – в источник конституционного права для Верховного суда США и настольную книгу всех исследователей американского конституционного опыта.

В творчестве Мэдисона отразились многие идейные традиции века: традиции естественного права и общественного договора, философские комментарии к законопроектам о правах человека и конституционном регулировании отраслей правительственной власти, а также размышления над наследием английских вигов, шотландских философов-эмпириков и переосмысление опыта древних республик. В конце жизни он пересматривает некоторые свои прежние позиции и оценки периода сотрудничества с федералистами и сближается с демократическими республиканцами.

В характеристике республиканского правления Мэдисон большое внимание уделяет роли и значению социальных различий в обществе и государстве. Они возникают на почве различий способностей и интересов, в особенности интересов экономических, которые, по мнению Мэдисона, составляют самый общий и самый длительный по воздействию источник различий и конфликтов. В противоположность Руссо он считает небольшой размер республики главным фактором, ведущим к быстрой порче или гибели республиканской формы правления в ходе гражданских войн.                         

Большое государство со значительным числом граждан "среднего класса" оказывается, как это констатировал еще Аристотель, более стабильным и жизнеспособным, поскольку это обусловлено умеренным достатком основного класса общества и его склонностью к поддержке умеренной формы правления. При таком варианте политического и правового общения граждане более свободны от факций (группировок, клик) богатых или бедных сограждан.

О факциях писали Фукидид, Макиавелли, Юм, Адамс и многие другие авторитетные исследователи мира политики. Мэдисон продолжил эту традицию и внес некоторые новации в истолкование понятия факций. Согласно определению, сделанному в № 10 "Федералиста", под словом "факция" он подразумевал ту или иную группу граждан, объединяемых и побуждаемых к действию единым порывом страсти, интереса или мнения, которая является, однако, враждебной или стеснительной для прав других граждан и совокупных интересов общества.

Многие из политических проблем, волновавших американских конституционалистов конца XVIII в., до сих пор находятся в центре дискуссий и обсуждений в самой Америке и за ее пределами. В частности, вновь обращают внимание на различные проявления дисбаланса в распределении властей, на чрезмерные полномочия президента и на стремление властей штатов к автономии.

6) Чрезвычайно важную роль в развитии украинской политической мысли и в становлении демократических принципов отечественного создания государства играла конституция Филиппа Орлика 1710 года. Несмотря на то, что эта конституция в жизнь не была воплощена, она имеет большое значение как документ, который впервые в истории Украины де-юре зафиксировал принципы, положенные в основу государственно-политического устройства. Впервые украинская государственная идея нашла выражение в юридическом документе, где было определено, какие именно и в каком порядке должны быть осуществлены государственные реформы в Украине. Важное место в конституции Филиппа Орлика заняла проблема взаимоотношений между гетманом и народом

Гетманская власть должна была быть ограниченной постоянным участием в управлении генеральной старшины и генеральным советом; ограничения касались администрации, суда, выборов старшины, финансов. Трижды в год надлежало собирать сейм из полковой и сотенной старшины, депутатов и послов от запорожского войска. Значительное место отводилось демократическим правам всех сословий общества, особенно казачества, а также правам городов.

В конце 1845 — в начале 1846 гг. в Украине возникло Кирилло-Мефодиевское братство. Возникновение этой организации было связано с бесправным положением Украины под властью царской России. Жестокий кризис российской феодально-крепостнической системы породил в 40-х годах ХИХ ст. острую потребность в определенных идеях и новых общественно-политических взглядах.

Одним из основателей и наиболее активным участником Кирилло-Мефодиевского братства был профессор Г. Костомаров. Движущими силами украинской истории вон считал народные массы, их самосознание: чем сознательнейшим есть народ, тем скорее он найдет самого себя и через самореализацию самоосвободится. Мысли Г. Костомарова о федерации, республиканском порядке, гражданских свободах, которые составляли его политическую концепцию, были обоснованы им в программе кирило-мефодийцев и в отдельных статьях.

Кроме Костомарова, активными членами Кирилло-Мефодиевского общества были Г. Гулак, В. Билозерский, П. Кулиш, О. Маркович, Т. Шевченко и др

Основными задачами Кирилло-Мефодиевского братства были: 1) построение славянского союза христианских республик; 2) уничтожение крепостничества и абсолютистской царской власти в Российской империи как необходимое условие учреждения этого союза; 3) распространение христианского общественного порядка на весь мир как следствие осуществления христианских заповедей славянами.

Кирило-мефодиевцы призвали всех славян объединиться, но так, чтобы каждый народ образовал свою суверенную республику, независимую от других, построенную на демократических началах

Политическая программа Г. Драгоманова была построена на пяти руководящих принципах. Это, во-первых, признание за государством возможности координации социально-экономического жизни, создание конституционно-репрезентативной системы; во-вторых, освободительная борьба должна вестись лишь просветительскими средствами, и культура может стать основой для функционирования будущего республиканского государства; в-третьих, идея федерации как решающего условия перестройки царской империи на автономических началах.

Г.С. Грушевский (1866—1934) — выдающийся украинский ученый-историк, политолог, публицист и политический деятель. Его научные разработки были результатом не только теоретических изысканий, но и политической практики.

Г.С. Грушевский подчеркивал, что украинский народ на протяжении нескольких столетий находился под чужеземной властью, не имея собственного национального государства. Именно поэтому в фундаментальной работе «История Украины-Руси» он отмечал, что неблагоприятные исторические условия привели к разрушению политического жизни, экономического, культурного и национального упадка украинского народа, затмили светлые моменты его жизни, проявления его активности, творческой энергии и бросили на раздорожье политического жизни как этническую массу без национального лица, без традиций. Идеи Г.С. Грушевского можно сжато представить в следующем виде:

1) Грушевский считал основой политической платформы украинского народа требование широкой национально-территориальной автономии Украины в Российской федеративной республике на демократических началах, которое сделало бы возможным надежное обеспечение прав национальных меньшинств;

2) широкое самоуправление, развитие любой инициативы человека и гражданина относительно согласия разных национальных и классовых групп;

3) полное обеспечение политических, языковых, культурных, религиозных и других прав национальных меньшинств на новых, автономных принципах