logo search
кн

2. Политический конфликт и способы его разрешения

Проблема конфликта вообще стара как мир. Истоки ее исследования восходят еще к философам античности, которые пытались определить источник развития. В настоящее время теория политических конфликтов – одна из центральных в современной политологии. Ей посвящено более 50% всех исследований. И это не случайно. Политика и конфликт всегда рядом.

Проблеме конфликта и путей его разрешения в американской политологии придается столь большое значение, что по сути сама политология может быть названа «конфликтологией». Подходы к разработке этой проблемы разнообразны: Л. Козером (США) разрабатывается концепция «позитивно-функционального конфликта», К.Боулдингом (США) концепция общей теории конфликта. В Европе немецким политологом и социологом Р.Дарендорфом – конфликтная модель общества. М.Дюверже (Франция) построил свою теорию на единстве конфликта и интеграции.

С разных позиций рассматриваются и источники конфликта. Так, Дарендорф считает основным источником конфликта власть, власть одних людей над другими, между теми, кто имеет власть, и теми, кто не имеет.

Боулдинг определяет конфликт как ситуацию, в которой стороны утверждают несовместимость своих потенциальных позиций, другими словами, стремятся оттолкнуть или вообще уничтожить друг друга. По его мнению, сущность конфликта лежит в стереотипных реакциях человека, ибо стремление к борьбе с себе подобными, к эскалации насилия лежит в природе человека.

Дюверже, признавая существования в любом обществе как конфликта, так и интеграции, считает, что эволюция интеграции никогда не снимает все общественные конфликты.

Козер утверждает, что обществу всегда присуще неравенство и психологическая неудовлетворенность его членов. Это приводит к напряженности, выливающейся в конфликт. Причинами конфликта называют также ненависть, расовую и религиозную рознь, зависть и т.д.

Все сходятся в одном: конфликт – это столкновение двух и более разнородных сил. А если говорить о политическом конфликте, то это столкновение противоположных сил и взглядов, которое обусловлено противодействием политических целей и интересов.

Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим.

Субъектами таких конфликтов выступают государства, классы, страны, социальные группы, этносы, политические партии и движения, а также отдельные личности.

Конфликт – это не патологическое состояние общества, а источник развития. Бесконфликтного общества не бывает, и разрешить конфликты раз и навсегда невозможно, жизнь все время будет подбрасывать новые. Это только на кладбище «все спокойненько», как пел Высоцкий, а в человеческом обществе противоречия и конфликты – источник жизни, развития и прогресса.

Вопрос состоит в том, разрешаются конфликты или подавляются. Демократическое общество характеризуется не отсутствием конфликтов, а признанием того, что конфликты надо разрешать. Репрессивная система гасит конфликты силой своих механизмов внутри общества. В демократическом обществе существует своеобразный «инструментарий» для их разрешения. Это – толерантность, плюрализм, компромисс, консенсус.

Толерантность – это признание и терпимое отношение к интересам и позициям других политических сил при общем несогласии с ними. Плюрализм – это признание правомерности существования разнообразных интересов и ценностей, не противоречащих правам человека. Компромиссы в политике означают готовность пойти на уступки, пожертвовать какой-то частью позиции во имя достижения согласия. Консенсус – это согласие в главном при различии в остальном.

В политологии выделяют два типа конфликтов:

- не затрагивающие базового консенсуса общества, (т.е. не требующие изменения социальной системы в целом);

- предполагающие целостное преобразование общества.

Типология конфликтов может строится по различным основаниям:

- по сферам отношений между конфликтующими сторонами (политический, военный, экономический, торговый, финансовый, таможенный конфликт и др.);

- по масштабности (международный, региональный, локальный);

-по субъектам (межгосударственный, межнациональный, межклассовый, между социальными группами и организациями, между расами и т.д.);

- по уровню формирования (на межличностном уровне, на групповом уровне, на региональном и глобальном уровне).

Политические конфликты разделяют также на внутренние (межклассовые, расовые, религиозные) и внешние (межгосударственные).

Кроме того, конфликты классифицируются: по содержанию, по форме, по времени и др.

Неразрешимость конфликта ведет к кризису, который означает, что система достигла предела, дальше которого она двигаться не может. Конфликты, которые затрагивают основу политической системы – государство, - характеризуются как политические кризисы.

Политический кризис – это состояние политический системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Политические кризисы подразделяют на внешнеполитические и внутриполитические.

Внешнеполитические кризисы обусловлены международными противоречиями и конфликтами и затрагивают несколько государств. (К примеру, «Карибский кризис» 1961 года, когда мир был на грани ядерной войны).

Внутриполитические кризисы – это:

- правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений местными исполнительными органами (за этим следует вотум недоверия, отставка кабинета министров и формирование нового правительства);

- парламентский кризис – расхождение решений законодательной власти с мнением большинства граждан страны или изменение соотношения сил в парламенте (эпопея с формированием парламентского большинства в Верховной Раде Украины летом 2006 года);

- конституционный кризис – фактическое прекращение действия основного закона страны;

- социально-политический (общенациональный) кризис – включает в себя все три вышеназванных, затрагивает основы общественного устройства и вплотную подводит к смене власти («чайник закипел»).

Анализ протекания кризиса позволяет выделить три фазы:

- предшествующая самому кризису (предкризисная, ее еще называют «зоной насыщения»);

- кульминационная (достижения предела развития);

- разрушение системы или ее переход в новое состояние.

Кризис может быть генетическим, заложенным в системе в момент ее образования (ошибочное определение политического курса, слабость власти и т.п.) или функциональным, возникающим в ходе функционирования системы (накопление ошибок, изменение условий и т.п.). Главным условием выхода из кризиса (правительственного, парламентского и др.) в демократическом обществе является наличие оппозиции, критика со стороны общества и т.д.

А вообще в политологии выделяют следующие методы разрешения конфликта:

- метод избегания конфликта (но от этого противоречие, лежащее в основе конфликта, не исчезает);

- отрицание или подмена конфликта, (к примеру, политический деятель в своей избирательной компании попросту избегает четкой позиции по реальным противоречиям);

- метод конфронтации (неразрешимый конфликт специально выдвигается на авансцену);

- метод откладывания конфликта (в безвыходной ситуации «сдача на милость победителя» с расчетом, чтобы, поднабравшись сил, вернуть себе утраченные позиции);

- метод использования посредника (в роли посредников выступают согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам и т.д.). Этот метод зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 г.;

- третейское разбирательство или арбитраж (многие считают, что это только затягивает разрешение конфликта);

- переговоры (чтобы избежать насилия).