logo search
polit_dlya_ekzam

34) Типы партийных систем. Cвязь с избирательных систем с партийными системами.

Типы партийных систем

В процессе своей деятельности по­литические партии вступают в определенные отношения друг с дру­гом, а также с государством и другими политическими институтами. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Этим понятием охватывается со­вокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — расста­новкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным со­ставом, религиозной ситуаций и др. Существенное воз­действие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего избиратель­ное право.

В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. Наибольшее распространение в научной литературе получило деление партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Как показывает опыт политического развития, опти­мальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсут­ствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.

Многопартийная система

Многопартийная система характе­ризуется наличием в стране не­скольких политических партий, со­ревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обес­печивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодиче­скому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует несколько раз­новидностей многопартийной системы, или партийных укладов. Партийный уклад – это исторически сложившаяся устойчивая модель взаимоотношений партий по поводу участия во власти.

Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. По­этому данную разновидность многопартийности часто опре­деляют как уклад многопартийной раздробленности. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, ис­кать союзников и партнеров с целью создания коалици­оного парламентского большинства и формирования правительства на межпартийной основе.

Партийная коалиция — это объединение, союз полити­ческих партий для достижения общих политических це­лей на основе консенсуса, компромисса и баланса инте­ресов. Коалиция представляет собой соглашение нескольких политических партий о совместных действиях. Традиционно выделяют такие разновидности ­партийных коалиций, как электоральные (образуются на период избирательной кампании), парламентские и пра­вительственные. Различают также легислатурные коалиции, в которые партии вступают при подготовке к выборам и срок действия которых рассчитан на всю легислатуру, т.е. срок полномочий выборного органа, и конъюнктурные коалиции, формирующиеся уже после выборов и нося­щие зачастую временный характер.

Ввиду нестабильности исполнительной власти при сис­теме многопартийной раздробленности в политической практике наблюдается тенденция перехода к другим пар­тийным укладам, гарантирующим большую стабильность и эффективность политической власти.

Можно выделить в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартий­ность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в политические блоки. Притягивая к себе различ­ные партии, блоки способствуют консолидации полити­ческих сил, преодолению дробности политического про­цесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованно­стью действий внутри блока. Так, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыва­нием у власти одной партии при наличии малоэффектив­ной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распы­ленности своих противников, противоречия в рядах ко­торых не позволяют им образовать прочный оппозицион­ный союз. К примеру, в Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия; в Японии долгое время у власти на­ходилась Либерально-демократическая партия. Уклад доминации позволяет сфор­мировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.

Двухпартийная система

Двухпартийная система предполага­ет наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способ­на к самостоятельному завоеванию власти и ее осущест­влению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исклю­чает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Классическая модель двухпартийной системы сложи­лась в США, где друг другу противостоят Демократиче­ская и Республиканская партии. В Великобритании борь­бу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Наряду с классической, «совершенной» двухпартийной системой вы­деляют и модифицированный вариант – «несовершенную» двухпартийность, или систему "двух партий с половиной". Здесь также конкури­руют между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для фор­мирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такой уклад сложился, например, в ФРГ.

Двухпартийная система характерна для стран с устойчивой политической системой, с центристской ориентацией ведущих партий. Формированию двухпартийности во многом способ­ствует мажоритарная избирательная система. Бипартизм обеспечивает стабильность вла­сти и, как указывает французский политолог Р.-Ж. Шварценберг, упрощает процесс артикуляции и агрегирования интересов, поскольку каждая из соперничаю­щих партий стремится к обобщению, "сокращению" тре­бований различных социальных групп с целью максималь­ного расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что она отстраняет от участия в приня­тии решений мелкие, не слишком авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства.

Однопартийная система

Однопартийная система характе­ризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопар­тийной системе нет политической конкуренции. Правя­щая партия не допускает рядом с собой других претен­дентов на власть. Хотя при авторитарном режиме возмож­но легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая система сложилась после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы — Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, где так называемые союзниче­ские партии играли второстепенную роль в политической жизни.

Свои специфические особенности присущи однопар­тийным системам некоторых развивающихся стран с ав­торитарными режимами. Роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Партия, будучи представлена в государственных органах, действует зачастую как бы на "вторых ролях", не участвуя непосредственно в управлении.

При тоталитарном режиме действует только одна по­литическая партия, другие распущены или запрещены. В результате сращивания партийных и государственных структур правящая партия становится над государством и осуществляет в нем доминирующую роль. Монополиза­ция властных функций одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преоблада­нию командных методов управления и отчуждению народных масс от политики.

Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно схо­дят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества.

Наряду с количественным критерием типологии партийных систем многие исследователи используют и качественные параметры. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах. Характер отношений между партиями., а также партиями и государством позволяет разграничивать конкурентные и неконкурентные партийные системы (М. Вайнер и Дж. Лапаломбара), а также альтернативные (неполяризованная и поляризованная многопартийность, двухпартийность) и неальтернативные (уклад доминации, однопартийность) системы.

Значительный интерес представляет типология партийных систем, разработанная Дж.Сартори. Помимо количества конкурентоспособных партий он считает необходимым учитывать при классификации партийных систем наличие политических полюсов, центров притяжения партий, а также идеологическую дистанцию между ними. Дж. Сартори выделил семь типов партийных систем:

1) однопартийная система;

2) партийная система с гегемонистской партией;

3) система с доминирующей партией;

4) двухпартийная система;

5) партийная система умеренного, или ограниченного плюрализма.

Борьбу за власть ведут от трех до пяти политических партий, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно осуществлять власть, в результате формируется коалиционное правительство. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонняя оппозиция, идеологические разногласия между партиями невелики, преобладают центростремительные тенденции;

6) партийная система крайнего (поляризованного) плюрализма. Для этой системы характерно наличие достаточно большого числа партий (шесть и более), поляризация сил в результате значительного идеологического размежевания, наличие антисистемных партий, существование двусторонней оппозиции, преобладание центробежных тенденций;

7) атомизированная партийная система. Ее отличительными особенностями являются: большое число партий, их изолированность от реальных властных отношений, слабая связь партий друг с другом, низкий рейтинг среди населения.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Дюверже были сформулированы "три социологических законам взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: 1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы. Дюверже неоднократно консультировал правительства некоторых стран по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Награжден орденами Франции, Мексики и Греции. Основные работы Дюверже: "Политические партии" (1951), "Идея политики. Применение власти в обществе" (1966), "Янус. Два лика Запада" (1972), "Социология политики: элементы политической науки" (1973).