Вопрос №36 Политические идеология: функции, структура, виды. Теории Маркса, Дюркгейма.
Политическая идеология
Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики. Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений.
Функции политической идеологии.
1. определение целей, задач, путей и программ развития общества;
2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;
3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;
4. разработка законов и правил;
5. контроль за их выполнением;
6. распределение материальных и духовных ресурсов;
7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;
8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.
Структура политической идеологии:
1. Политические теории и учения. Благодаря им идеология служит целям познания, необходимого для социально-политической и мировоззренческой ориентации.
2. Ценности и нормы, позволяющие не только описать, но и объяснить социальную действительность, оценить ее и выработать к ней определенное отношение. Ценность – это стандарт, посредством которого субъектами отбираются цели своих действий. Норма – это предписание, служащее общим указанием для социального действия.
3. Элементы утопии – совокупность самоценных идеалов, способных влиять на человеческую мотивацию в социальной сфере (коммунизм в марксизме-ленинизме, американская мечта в американском либерализме).
4. Проекты и программы политического действия, служащие сплочению групп вокруг планов воплощения общественных идеалов.
5. Мифологическое начало присутствует в идеологии за счет того, что поведением людей имеет не только предопределяется не только интеллектуальными и рассудочными факторами, но также и психологическими, связанными с чувствами, стереотипами и верованиями.
Политическая идеология является по преимуществу духовным орудием элиты. Именно от тактики поведения последней зависит степень идейного оформления тех или иных групповых интересов. Однако реальная роль политической идеологии в отношениях власти зависит от характера овладения ею общественным сознанием.
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕОЛОГИЙ
Правые.
1. Люди биологически не равны. А следовательно и социальное неравенство.
2. Невозможность установить социальное равенство.
3. Любое общество делится на элиту и неэлиту.
4. Частная собственность. Её нужно сохранять и защищать.
5. Отрицание революционного пути развития.
Идеологии
1. Либерализм
2. Консерфатизм.
3. Фашизм.
4. Национал-социализм.
5. Социал-демократизм
Левые.
1. Отрицание деления общества на элиту и неэлиту.
2. Социальное равенство.
3. Признание и революции и эволюции, как пути развития.
4. Приоритет трудящимся и тем кто производит ценности.
5. Интеллегенция.
Идеологии
1. Социал-демократизм.
2. Коммунизм.
3. Анархизм.
4. Зелёные.
Теории Маркса
Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии.
программа содержит 10 пунктов: 1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 2. Высокий прогрессивный налог. 3. Отмена права наследования. 4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 6. Централизация всего транспорта в руках государства. 7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.
Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением «всемирной зависти».
Теории Дюркгейма.
Современная социология в значительной степени опирается на классическое наследие Э. Дюркгейма, который значительное внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая вслед за О. Контом, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологиидолжны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».
К «социальным фактам» он относил, прежде всего, «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют объективно и независимо от индивида, они принудительно воздействуют на него, заставляя вести его определенным образом.
Философской основой методологии Э. Дюркгейма явился так называемый социологизм, представляющий из себя разновидность социального реализма, исходящего из признания объективного существования духовной жизни. Э. Дюркгейм полагал, что общество естьреальность особого рода, не сводимая ни к своим природным, биологическим основам, ни к психике индивида.
Признание общества в качестве субстанции особого рода он обосновал ссылкой на специфику группового сознания и группового поведения: «Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем делали бы его члены, если бы они были разъединены» (Э. Дюркгейм. О разделении общественного труда. М., 1991).
Ядро социологической теории Э. Дюркгейма образует теория «социальной солидарности». Анализируя эволюцию общества, он выделял два основных типа социальных связей: 1. «механистическую солидарность» и 2. «органическую солидарность». Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекул в механическом агрегате. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминировать его сознание и поведение.
В современном обществе социальная солидарность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов, индивид существует в значительной степени независимо от такого общества, что обеспечивает индивиду свободу и автономию от него.
Переход от одного состояния общества к другому сопровождается существованием определенного переходного периода - аномии. Для этого периода характерно ослабление моральной регуляции поведения, неэффективность деятельности основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму XIX века, будут преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия, полагал Э. Дюркгейм.
- 3.История политической мысли в древности: античность.
- Вопрос 4 История политической мысли в средние века. А. Блаженный, ф. Аквинский, м. Падуанский.
- Вопрос 5. История политической мысли в период Возрождения. Н. Макиавелли, ж. Боден, т. Мор, т. Кампанелла, реформаторы, ф. Бэкон.
- Вопрос 6. Учения г. Гроция и б. Спинозы о государстве.
- Вопрос 7. Политическая мысль эпохи английской революции.
- Вопрос 8. Европейское просвещение: Англия, Германия, Франция, Италия (Дж. Вико).
- Вопрос 9. Американская политическая мысль: б. Франклин, т. Джефферсон, т. Пейн, д. Мэдисон.
- Вопрос 10. Немецкая политическая мысль: Кант, Гегель, Маркс и Энгельс.(временно отсутствует)
- Вопрос 11. Европейский консерватизм: Давид Юм, Берк, де Местр, де Бональд, л. Ф. Галлер.
- Вопрос 13. Политические учения в 19-20в.
- Вопрос 19. Государство. Суть, признаки, функции.
- Вопрос 20. Теории возникновения государства.
- Вопрос 21.Типы государств.
- Вопрос 22. Бюрократия и бюрократизм.
- Вопрос 24. Тоталитаризм: черты, плюсы и минусы.
- Вопрос 25. Авторитаризм и его отличие от тоталитаризма.
- Вопрос 26. Виды авторитаризма; по х. Линцу.
- Вопрос 27. Демократия: основные черты.
- Вопрос 28 Теории демократии: Кара-Мурза, Зиновьев, тоталитарного либерализма, золотого миллиарда.
- Вопрос 29. Политические элиты: теории итальянской школы.
- Вопрос 30. Политические элиты: способы отбора в элиту.
- Вопрос 32. Группы интересов .
- Вопрос №36 Политические идеология: функции, структура, виды. Теории Маркса, Дюркгейма.
- Вопрос 37. Консерватизм.
- Вопрос 38. Либерализм.
- Вопрос 39. Фашизм.
- Вопрос 40. Коммунизм.
- Вопрос 42. Анархизм
- Вопрос 43 Политическая культура (функции, структура, типы).
- Вопрос 44. Политическая культура востока и запада, России
- Вопрос 50. Политические технологии и политический пиар.
- 51. Политический конфликт. Типы конфликта, истоки и его этапы. Способы регулирования