Проблемы и перспективы взаимодействия между государственным и неправительственным секторами Республики Казахстан (на основе опыта Женской Ассоциации «жаРиА», г. Астана )
Набиева Г.А.- директор общественного
объединения «ЖАРиА»
На данном этапе катализируется процесс взаимодействия между государственным и третьим секторами Республики Казахстан. Это своевременный процесс, порожденный естественным развитием гражданского общества, и новым ключевым поворотом во взаимоотношениях между названными структурами.
Довольно длительный период процесс неприятия, некоторого антагонизма, недовольства между общественными организациями и государственными институтами, следует отметить, на сегодня уже завершается.
Наступил этап взаимного поиска консенсуса, ибо современные реалии диктуют идеи партнерства и взаимопомощи, так как цели одни и у государственных структур, и у некоммерческих организаций – благо общества, благо человека в этом обществе.
Женская Ассоциация «ЖАРиА» была зарегистрирована 5 ноября 1998 года. Несмотря на то, что это был не лучший период взаимодействия государственных структур и НПО, который характеризовался низкой заинтересованностью власти и несовершенной законодательной базой для НПО, фобией взаимодействия, когда представители НПО, вдохновленные новым чувством свободы, считали для себя «зазорным и непатриотичным» проводить совместные проекты с государственными структурами, а те, в свою очередь, считали деятельность данных организаций прожектерством и пустословием дилетантов, наша команда нашла возможности сотрудничества и партнерства с такими государственными структурами, как акимат города Астана, областная библиотека имени С.Сейфуллина, редакции газет «Вечерняя Астана», «Астана Акшамы» и многими другими.
Но тем не менее данные связи у нашей организации были тогда слабы, можно сказать, формальны. В числе основополагающих проблем недостаточного партнерства между государственным и третьим секторами можно назвать и тот факт, что многие представители государственных структур нечетко представляют смысл и назначение НПО, или используют устоявшиеся стереотипы.
Данный момент характеризуется тем, что государственные структуры подразделяются на те, которые оказывают поддержку третьему сектору и находят с ним «общий язык», и на те, которые не оказывают никакой поддержки вышеназванному сектору общества. Причины неподдержки, на наш взгляд, заключены в следующем:
непонимание значимости НПО
отсутствие ресурсов
слабая законодательная база об НПО
личностные качества руководителя, чиновника
неумение НПО работать с государственным сектором
несовпадение приоритетов в решении проблем на данный момент
неверие в возможности НПО
отсутствие возможности распоряжаться финансами
плохое обоснование актуальности деятельности
некомпетентность чиновников
отрицательный имидж НПО
Конечно, возникает вопрос, что можно сделать для развития конструктивных взаимоотношений между государственным и третьим секторами в нашей стране. Мы полагаем, что необходимо для достижения вышеназванных целей и задач:
пропагандировать результаты деятельности НПО
лоббировать идеи взаимодействия между НПО и государственными структурами (чем очень активно и эффективно в течение нескольких лет занимается «Инфо-Центр НПО », структура созданная на базе Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан).
развивать совместные программы НПО и государственных структур
обучать государственных чиновников
проводить информационные кампании
пропагандировать полезную деятельность НПО через СМИ
менять стереотипы и менталитет в отношении деятельности НПО в обществе на позитивный
- создавать объединения НПО, на примере взаимного партнерства, аналоги эффективного достижения общих целей и задач
демонстрировать прозрачность и открытость НПО
рост профессионалов через НПО, и, соответственно, их востребованность для решения государственных задач
формирование общественного мнения
постоянное повышение имиджа НПО в обществе
предложение услуг НПО государству
пропаганда «первого шага навстречу» как для представителей НПО, так и для государственных структур
Обратная связь
Настоящий момент характеризуется началом совместных инициатив государственного и «третьего секторов»: проводятся совместные мероприятия (на различных уровнях), где решаются основные задачи (шаги) взаимодействия и поиск пути эффективного сотрудничества между обоими секторами. Важно, что принята Концепция государственной поддержки НПО в нашей стране, на стадии решения вопрос о принятии соответствующей Государственной программы, разрабатывается законопроект «О государственном социальном заказе».
Все это характеризует общие тенденции «потепления» в отношениях между государственным и третьим секторами.
На примере НПО «ЖАРиА» можно сказать, что опыт сотрудничества с государственными структурами позволяет отметить высокую эффективность в достижении поставленных задач и целей, взаимный рост и обогащение новой полезной информацией, сотрудничество на человеческом, личностном уровне, пополнение ресурсов и объединение усилий.
Команда «ЖАРиА» реализовала более тридцати больших и малых проектов, и более 80% из них в сотрудничестве с такими государственными структурами, как Национальная Комиссия по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан, Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Министерство культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан, Министерство иностранных дел Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, с государственными СМИ, акиматами Акмолинской области, г.Астаны, Алматинского и Сарыаркинского районов г. Астаны, другие государственные структуры и институты.
Так как мы представляем «третий сектор», то хотелось бы отметить сильные и слабые стороны данного сектора в настоящий момент, в частности, в г. Астане:
В качестве сильных сторон организаций третьего сектора в столице Казахстана следует признать: становление профессиональных организаций; признание некоторых столичных НпО на национальном и международном уровне, прецеденты партнерских проектов и становление партнерского подхода; высокая активность, инициирование новых направлений; способность реально менять существующую ситуацию в рамках долгосрочных проектов и отдельных акций; опыт взаимодействия с международными донорами; стремление образовательного уровня; самостоятельное решение проблем.
Слабые стороны: небольшой количественный состав реально работающих организаций в сопоставлении с количеством зарегистрированных; наличие номинальных организаций, отсутствие (за единичным исключением) реальных ассоциаций; текучка кадров организаций и самих организаций; нет системы социального заказа; непонимание частью организаций возможностей и перспектив внутреннего развития; отсутствие партнерского взаимодействия в лоббировании интересов сектора.
Возможности: развитие системы государственного заказа; формирование социального заказа; принятие закона «О государственном социальном заказе»; развитие системы платных услуг; создание реально действующего Союза НПО Астаны; развитие профессиональной образовательной программы; организационное развитие.
Данная картина чревата некоторыми нежелательными последствиями, в частности, в связи с государственным социальным заказом могут возникнуть квази–НПО, «карманные» НПО, будет наблюдаться рост жесткой конкурентной борьбы, миссия и первоначальные цели независимых НПО могут быть адаптированы или «смыты» погоней за получением государственного социального заказа.
Тем не менее, сегодня хотелось бы отметить рост и позитивные сдвиги в процессе взаимного решения многих задач, которые равно необходимо решить, как государственному, так и третьему сектору. Дороги без проб и ошибок не бывает, важно, что выводы из них представители обоих секторов сделают в пользу общего дела – развития демократии в Казахстане.
- Администрация Президента
- Оглавление Раздел 1. Государственная поддержка нпо: от идеи к воплощению
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Раздел 1.
- Государственная поддержка нпо:
- От идеи к воплощению
- Введение
- Законодательная база – важное условие развития неправительственных организаций
- Реализация Программы государственной поддержки нпо – новый этап развития казахстанского неправительственного сектора
- Анализ современного состояния проблемы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
- Формы государственной поддержки нпо
- Женские нпо как наиболее активная часть неправительственного сектора
- Государственная политика по повышению роли женщины в обществе
- Неправительственный сектор Республики Казахстан в фокусе общественного мнения
- Связь с государством
- Факторы препятствия
- Направления развития нпо
- Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов нпо
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Социальное партнерство власти и нпо –основа демократического общества
- Чехия 14000 10,4 млн. 748/1
- Примечание:Приведенные цифры не являются официальными данными
- Проблемы и перспективы взаимодействия между государственным и неправительственным секторами Республики Казахстан (на основе опыта Женской Ассоциации «жаРиА», г. Астана )
- Взаимодействие Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан с неправительственными организациями
- Из опыта социального партнерства управления информации и общественного согласия и неправительственных организаций г. Астаны
- Повышать социальный статус женщин
- О решении проблем пожилых людей Ахметжанова б.Т. – президент
- Решать проблемы сообща Жасанова к.М. - председатель
- 5. Подготовлен концерт, выставка-продажа поделок детей-инвалидов на презентацию «Инфо-центра нпо» г.Астаны.
- Взаимодействие государства и организаций гражданского общества как важный аспект деятельности проон
- Условия сотрудничества
- Сферы сотрудничества
- Деятельность проон по поддержке развития гражданского общества