2.3 Планово-экономическое деление
Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России.
Система экономических районов — основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых, и региональных программ.
Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального Управления экономикой. Особенно это важно в настоящее бремя, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно связанное специализацией районов на определенных видах производства , является одним из факторов повышения производительно общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.
Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы строилась главным образом сельским хозяйством, в основы районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделялись работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий. Второе районирование им было проведено в конце XIX в., в результате которого были выделены 12 районов европейской части России. Эти районы представлялись как компактные, своеобразные по своим природным и хозяйственным условиям территории. В конце XIX и начале XX вв. появляется целый ряд работ по экономическому районированию России
Однако все опыты дореволюционного районирования не имели достаточного практического значения, они носили главным образом, познавательный характер. Вместе с тем работы таких дореволюционных ученых, как А.Н. Челинцева, А.И-Скворцова, П.П.Семенова-Тян-Шанского были использованы при разработке госплановской сетки районов.
Важнейшим условием экономического районирования в послереволюционный период явилось соответствие его административно- территориальному устройству. В 1920 г. был разработан план электрификации страны ГОЭЛРО. По плану ГОЭЛРО объявлялись 8 районов: Северный, Центрально-Промышленный, Центральный. Поволжский, Уральский, Кавказский, Западно-Сибирский, Туркестанский. Это был первый опыт советского экономического районирования.
В 1921 г. проект районирования страны подготовил Госплан СССР: согласно этому проекту территория СССР была разделена на 21 экономический район. В нем отражалось сочетание отраслевого и территориального разрезов плана.
В 1938—1940 гг. Госпланом СССР была разработана новая сетка экономических районов. По этой сетке территория СССР делилась на 13 крупных экономических районов. В соответствии с ней составлялись и утверждались государственные планы народного хозяйства в четвертой, пятой и шестой пятилетках. Планы составлялись по отраслям, экономическим районам и союзным республикам.
В 1963 г. Госплан СССР предложил разделить территорию СССР на 18 крупных экономических районов с учетомих природных и экономических особенностей. В РСФСР были выделены 10 крупных экономических районов — Центральный, Северо-Западный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района — Северо-Западный и Северный. Таким образом, последняя сетка районов СССР включала 19 крупных экономических районов, из них 11 — на территории России.
Современный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими, частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
Основные принципы районирования:
Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна оцениваться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
Административно-территориальный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России. Членение страны на регионы называют районирование.
Для региональной экономики наибольшее значение имеют группировки (районирование) по административно-территориальному, территориально-поселенческому принципам.
Административно-территориальный - принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития регионов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
В настоящее время уже сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят:
21 республика;
8 краев;
46 областей;
2 города федерального значения;
1 автономная область;
6 автономных округов;
1867 районов;
1091 город;
329 городских районов;
1922 поселка городского типа;
24444 сельские администрации.
Система административно-территориального районирования регулируется Конституцией РФ и республик, уставами областей и краев.
Административно-территориальный принцип учитывает и национальный принцип районирования.
Экономический район – пространственно ограниченная интегральная часть территории страны, сформировавшаяся как целостное образование в процессе территориального разделения труда. Экономический район характеризуется определенным экономико-географическим положением, своеобразием природных и экономических условий, исторически сложившейся производственной специализацией. В настоящее время РФ разделена на 11 экономических районов. Экономические районы могут объединяться в экономические зоны и субзоны. На территории РФ рассматриваются две экономические зоны – Западная и Восточная. В западную входит 2 экономическиесубзоны – Центр и Урал, в Восточную – Сибирь и Дальний Восток. Экономическая зона Сибирь в свою очередь делится на западно-сибирский и восточно-сибирский эконом районы.
Экономическое районирование представляет собой научно обоснованное выделение экономически и территориально обособленных целостных частей народного хозяйства. Планово-экономическое деление территории РФ используется в основном при общегосударственном регулировании экономики и стратегическом планировании социально-экономического развития страны.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации, технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производства.
К регионообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный трудовой опыт и т.д.
Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК — Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): высшее звено районирования - крупные экономические районы; регионы среднего звена — края, области, республики; низовые регионы - административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования - крупные экономические районы - используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе.
Крупные экономические районы - это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию. Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.изшее звено районирования — городские и сельские районы, представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.
Главные принципы выделения экономических зон — уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования. Существуют две экономические зоны—Западная (Европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне четыре укрупненных района — Север и Центр Европейской части России, Урале-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района — Сибирь и Дальний Восток.
В настоящее время в составе России находятся11 экономических районов(регионов) (Рис.2): Северный, Северо-3ападный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный и Калининградская область. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт- Петербург.
Рисунок 2
В современных условиях можно выделить три типа регионов России:
Трудоизбыточные- республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края. Ростовская область;
Оборонно-промышленные — Санкт-Петербург, Москва, Московская и Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири;
Многоотраслевые и депрессивные — значительная часть зоны Севера.
В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа — создавать благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры — фонды жилья, пенсионные страховые фонды, биржи, ассоциации и т.д.. Кроме того, рекомендуется образовывать ассоциации для комплексного решения задач по реализации программ развития макрорегионов, созданию региональных целевых фондов, повышению эффективности территориального разделения труда, развитию производства с учетом приватизации, внедрению новых технологий, расширению фермерских и подсобных хозяйств, разработке региональных программ возрождения сел, развитию малых городов, охране окружающей среды, развитию связей с другими регионами.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность - особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами — Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса — Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.
В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов могут устанавливаться льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налог от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут выдаваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск социально значимой продукции.
Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существует отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, а также сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:— основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;
Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими — Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг «Западной Сибири;
Горные регионы — республики Северного Кавказа, Алтайская республика;
Регионы отгонно-пастбищного животноводства — Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;
Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования — это основная часть зоны Севера.
Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения — демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.
Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями — зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой — Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы поддерживаются из республиканских и федеральных фондов.
В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфраструктуры. Это — Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке — Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири — Кузбасс; в Московской области — Зеленоград, в Калининградской области — Янтарь и др.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.
В зависимости от источников наполнения доходной части регионального бюджета может быть применена следующая группировка регионов:
Регионы доноры;
Регионы реципиенты;
Кризисные регионы.
К первой категории регионов могут быть отнесены субъекты, имеющее положительное сальдо платежей с федеральным бюджетом. В настоящее время таковых среди субъектов федерации насчитывается очень мало.
Ко второй категории относятся субъекты, имеющие отрицательное сальдо платежей с федеральным бюджетом. Количество регионов, относящихся к этой группе чрезвычайно велико.
К третьей категории относятся субъекты у которых отсутствует налогооблагаемая база для формирования доходной части региональных бюджетов.
- Финансовый университет при правительстве российской федерации (Финансовый университет) Краснодарский филиал Финуниверситета
- «Утверждаю»
- «Финансовый университет при Правительстве
- 2. Рабочая учебная программа дисциплины
- 2.1 Цель и задачи дисциплины
- 2. 2 Место дисциплины в структуре основной
- 2.3 Требования к результатам освоения содержания учебной дисциплины
- 2.4 Объём дисциплины и виды учебной работы
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- Раздел II. Региональная экономика и региональная политика
- Тема 4. Региональная система России и управление региональным развитием
- Раздел III. Социально-экономический потенциал. Отраслевая и территориальная структура российской экономики
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7. Экономика федеральных округов России
- 2.5.2 Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с (обеспечиваемыми) последующими дисциплинами
- 2.5.3 Разделы и темы дисциплины, виды учебных занятий (учебно-тематический план)
- 2.6 Практические и семинарские занятия
- 2.7 Самостоятельная работа
- 2.8 Система оценивания
- 2.9 Учебно-методическое и информационное обеспечение
- 2.9.1Нормативные правовые акты
- 2.9.2 Основная литература:
- 2.9.3 Дополнительная литература
- 2.9.4 Журналы
- 2.9.5 Интернет-ресурсы
- 3.1 Обязательная и дополнительная литература
- Тема 1. Теоретические основы региональной экономики
- 1.2 Методы изучения региональной экономики и управления
- Тема 2. Территория как объект хозяйствования и управления
- 2.1 Системная экономико-географическая терминология
- 2.2 Система административно - территориального деления страны
- 2.3 Планово-экономическое деление
- 2.4 Территориально- поселенческое деление
- 2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации
- Тема 3. Методы регионального анализа и обоснования территориальной организации экономики
- 3.1 Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
- Тема 4. Региональная система россии и управление региональным развитием
- 4.1 Принципы обеспечения регионального развития
- 4.2 Равновесный рост в моделях кумулятивного роста
- Тема 5. Ресурсы и факторы регионального развития
- 5.1 Бюджетно-налоговое регулирование
- Тема 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг
- Тема 7 Экономика федеральных округов России
- 4. Методические материалы для преподавателя с указанием средств, методов (технологий) обучения
- 5. Методические рекомендации для студентов
- 5.1 Методические рекомендации по изучению дисциплины
- 5.2 Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
- 6. Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов
- 6.1 Тематика рефератов
- 6.2 Тестовые задания
- 7. Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине
- 7.1 Вопросы для подготовки к зачету
- 7.2 Критерии оценивания знаний
- Технологическая карта по дисциплине – Региональная экономика (гос3) Специальность – Менеджмент