1. Государство как политический институт
Государство - основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории. Предшественниками государства были различные формы социальной саморегуляции и самоорганизации людей - традиции, нормы, обычаи, родо- и племенные образования, характерные для первобытно-общинного строя.
В разных теориях дается различное объяснение причин возникновения государства: в теологической — воля Бога; в договорной — сила разума, стремление к организации общественной жизни; в материалистической - социально-экономические факторы; в теории завоевания — военно-политические факторы и т.д.
Признаки государства:
• публичная власть, материализованная в органах управления и распространяющаяся на всю территорию страны, на всех граждан (правительство, чиновничий аппарат, армия, полиция и т.д.);
• монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения;
• система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики;
• территория - пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;
• суверенитет, то есть верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях;
• монопольное право на принуждение и соответствующие органы для его осуществления (армия, полиция, службы безопасности, суд).
Функции государства - это основные направления деятельности по решению стоящих перед ним задач. Могут классифицироваться по разным критериям: в зависимости от продолжительности - на постоянные и временные; в зависимости от значения - на основные и неосновные, второстепенные; в зависимости от сферы осуществления - на внутренние и внешние.
Традиционно функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся: функции защиты существующего политического строя, экономической и социальной системы, прав человека; хозяйственно-организаторская функция; культурно-воспитательная функция; экологическая функция. Внешние функции - оборона страны, защита ее интересов на международной арене, участие в международном разделении труда.
В зависимости от характера устройства и обеспечения прав человека в развитии государства выделяются два глобальных этапа - традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникали и существовали преимущественно на основе обычаев. Власть над подданными в них институционально не ограничивалась, а граждане не были равноправны. Традиционные государства - это прежде всего монархии.
Конституционный этап связан с появлением первых конституций, явившихся результатом Великой французской революции и войны Соединенных Штатов за независимость. Для этого этапа в развитии государства характерны юридическая очерченность его полномочий и наличие институциональных гарантий прав человека.
Завершенность процесса формирования конституционного государства характеризуется понятием правовое государство. Современная модель правового государства характеризуется:
• всеобщностью права, в равной мере распространяющегося на власть и гражданина;
• верховенством закона;
• соблюдением прав и свобод личности в соответствии со стандартами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года;
• взаимной ответственностью государства и личности;
• разделением властей и их взаимодействием через систему «сдержек и противовесов»;
• законопослушанием граждан;
• действием в обществе демократических принципов, важнейший из которых — «разрешено все, что не запрещено».
Современное правовое государство является социальным, то есть стремится обеспечить каждому гражданину достойные условия существования, социальную защищенность, соучастие в управлении государством, а в идеале - равенство жизненных шансов и возможностей для самореализации личности.
В функционировании современных государств взаимодействует несколько тенденций - этатистская и деэтатистская, интеграции и дезинтеграции. Этатистская тенденция проявляется в повышении роли государства как регулятивного и интеграционного инструмента общества, деэтатистская—в активизации гражданского общества, усилении его контроля над государством, расширении влияния на государство политических партий и групп интересов. Тенденция интеграции проявляется в создании экономических, политических и военных объединений (НАТО, ЕС, АСЕАН и др.), тенденция дезинтеграции - в распаде ряда государств (СССР, Чехословакия, Югославия).
Возможности государств в проведении независимой политики ограничивают процессы глобализации - интенсификация взаимодействия между членами мирового сообщества, прогрессирующая проницаемость межгосударственных границ, формирование единого и универсального социума и др. Нарастание разрыва между суверенитетом де-юре и суверенитетом де-факто вынуждает государства делегировать свои полномочия не только надгосударственным структурам, но и «вниз» - региональным и муниципальным структурам.
Государства традиционно классифицируются по двум критериям - формам правления и формам территориального устройства. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, система взаимоотношений ее органов друг с другом и населением. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти.
Формы правления по способу организации власти и ее формальному источнику делятся на монархии и республики. При монархической форме правления источником власти является одно лицо и власть передается по наследству. В республике высшие органы власти формируются на выборной основе.
Монархии бывают двух видов — абсолютные и ограниченные, конституционные. В абсолютных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх и отсутствуют представительные учреждения (Саудовская Аравия, Бруней). В конституционных монархиях наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония).
Республики подразделяются на три разновидности — парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская) в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) эту роль выполняет президент, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент. К президентско-парламентскому типу республик близка и Россия.
Основные формы национально-территориального устройства — унитарная, федеративная и конфедеративная.
Унитарное государство отличают единая конституция, единая система высших органов власти и законодательства, единое гражданство. С точки зрения внутреннего устройства, унитарные государства бывают централизованными (в основном малые страны - Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Швеция и др.) и децентрализованными, с широкой автономией регионов в рамках полномочий, переданных в их ведение центральными органами власти (Италия, Испания, Франция).
Федерация - устойчивый союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные органы власти, нередко конституции (наряду с союзной) и двойное гражданство. К числу федераций ныне относятся Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Канада, Малайзия, Мексика, Нигерия, Россия, США, ФРГ, Швейцария. Для федерации характерно взаимодействие двух противоположных тенденций - к централизации и децентрализации.
Конфедерация — союз государств для осуществления конкретных совместных целей чаще всего в области военной, внешнеполитической, транспорта и связи, денежной системы. Эта форма государственного объединения непрочна и либо преобразуется в федерацию (как в случае США и Швейцарии), либо распадается, как это произошло, например, с Объединенной Арабской Республикой, в которую входили Египет и Сирия, Сенегамбией - объединением Сенегала и Гамбии.
Элементы конфедерации наличествуют в объединении европейских государств — Европейском Союзе (ЕС). В нем функционируют надгосударственные органы со значительными полномочиями (Совет Европейского Союза, Европарламент), координируется политика, имеются общие экономическое пространство и валюта.
Кроме основных форм национально-территориального устройства имеются и специфические. Это прежде всего объединения государств вокруг бывших метрополий (Британское Содружество наций, Франкофония), основывающиеся на общности языка, элементов культуры и наличии наднационального аппарата, и ассоциированное государственное объединение — СНГ.
- Н.М.Сирота
- 1. Политическая наука как область гуманитарного знания
- 11. Природа политики
- 111. Человеческое измерение политики
- 1Х. Политические изменения
- Введение
- 1. Политическая наука в системе гуманитарного знания
- 1 Предмет политической науки
- 2 Становление политической науки
- 3 Российская политическая наука
- 11. Природа политики
- 1 Политика как социальное явление
- Взаимосвязь политики с экономикой и правом
- 3 Политика и мораль
- 3 Политические отношения
- 5 Политическое прогнозирование
- 111. Человеческое измерение политики
- 1.Человек как первичный субъект политики
- 2. Политическое сознание
- 1У. Формы политической активности
- 1. Политическое поведение и политическая деятельность
- 2. Насилие и ненасилие в политике
- 3.Экстремизм и терроризм
- У. Политическая власть
- 1. Власть и властные отношения
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Власть и оппозиция
- 4. Роль элит в осуществлении политической власти
- 5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции
- У1. Политические системы и режимы
- 1. Политическая система: понятие, структура, функции
- 2. Политический режим: определение, типология
- 3. Демократия: сущность, формы, модели
- 1. Государство как политический институт
- 2. Политические партии и партийные системы
- 3.Группы интересов
- 4. Выборы и избирательные системы
- У111. Социокультурные аспекты политики
- 1. Политическая культура: понятие, типы
- 2. Политическая социализация
- 3. Политические идеологии современности
- 1Х. Политические процессы
- 1 Сущность и структура политических процессов
- 2. Политические конфликты и механизм их разрешения
- 3. Война как форма политического конфликта
- 1. Мировая политика и международные отношения
- 2.Теоретические школы в исследовании мировой политики
- 3.Геополитическое направление в изучении международных отношений
- Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
- Словарь терминов
- Тестовые контрольные вопросы
- 27. По какому критерию политические конфликты различаются на агонистические и антагонистические:
- 28. К какой подсистеме межгосударственных объединений относится Европейский Союз:
- 29. Кем из геополитиков было разработано «морское» направление этой науки:
- 30. Какая геостратегия для России является оптимальной:
- «Политология»
- Дополнительная История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
- Вспомогательная