3. Основные признаки тоталитарного режима
Тоталитарные режимы существовали еще 2,5 тыс. лет назад в виде деспотии. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Ассирия, Вавилон, Египет, а также Китай в разные периоды своей истории, империя инков. Даже в древности человеческий разум ужасался, постигая всю глубину бесчеловечной сущности деспотических режимов. Для Аристотеля в деспотизме было что-то не человеческое.
Экономическую сущность деспотических режимов можно охарактеризовать как «азиатский способ производства» (Маркс): не рабовладение, а «всеобщее рабство населения». По уровню своей эффективности этот способ производства предшествует даже рабовладению, ибо в античном обществе наряду с рабами были и свободные граждане. Рабы были и во всех восточных деспотиях, но основная масса непосредственных производителей состояла не из них, а из псевдосвободных общенников, крестьян. Земля же по существу была как бы ничейной, что можна было наблюдать и в нашем недалеком прошлом в условиях «развитого социализма». Сущность такого способа производства состоит в применении тотального огосударствления и отсутствии собственности у населения.
Что собой представляли такие деспотии, можно увидеть на примере империи инков, которая к моменту открытия испанцами Южной Америки существовала уже 200 лет, насчитывала более 10 млн. человек и охватывала всю северную часть этого континента. Неограниченная власть была сосредоточена в руках главного Инки, затем следовали «вельможи»-инки, и, наконец, бесправные крестьяне, жизнь которых была жестко регламентирована.
Утром по сигналу колокола все должны были приступить к работе. За свою жизнь инка выполняла 10 повинностей: пастух, гонец, рабочий по плетению корзин и т.д. Если не было сельхоз. работ, передвигали холм, перенося землю в корзинах. Сигнал на обед тоже давал колокол, меню регламентировалось. Раз в год приехавший чиновник регистрировал браки. Самые красивые девушки шли в наложницы главному Инке либо вельможам. За провинность следовали жесткие наказания (например, подвешивание за волосы над бездной). Жителям каждой провинции выдавался плащ определенного покроя и цвета, чтобы надсмотрщики могли легко следить за передвижением людей.
Испанцы были поражены грандиозными сооруженими храмов, дворцов из огромных каменных блоков, великолепными дорогами, что шли через болота, вырубались в скалах, пересекали пропасти с помощью висячих мостов, тем более, что инки не знали железа.
Почему же в древности создавались такие деспотии?
Главная причина возникновения такой формы правления – это внешние факторы, необходимость мобилизации огромных масс людей для защиты от стихийных сил (сооружение защитных дамб на берегах таких капризных рек, как Хуанхе и Янцзы, которые на протяжении веков неоднократно меняли свое русло), строительства ирригационных сооружений для обеспечения земледелия водой и т.д.
И вот, казалось бы, когда ушли в прошлое не только древние деспотии, но и большинство монархий, в первой трети ХХ века произошел «всплеск» тоталитарных режимов: Германия, Италия, СССР, Китай, Северная Корея, Куба.
Ученые по-разному объясняют это явление. Наиболее интересной представляется концепция «запоздалой модернизации». Суть ее в следующем.
В начале ХХ века наиболее развитые страны (США, Англия) резко вырвались вперед и бросили остальным вызов: либо доганяйте, либо оставайтесь в аутсайдерах ( со всеми последствиями отсталости, зависимости и т.д.).
Такие бывшие империи как Германия, Россия оставаться в арьергарде никак не могли (имперские амбиции не позволяли). А произвести модернизацию, мобилизацию всех ресурсов: природных, человеческих, финансовых и проч. – демократичским путем «не умели», так как в этих странах еще попросту демократических традиций не было. Веймарская республика в Германии существовала несколько лет, а Временное правительство в России и вовсе несколько месяцев. Поэтому мобилизация была проведена «сильной рукой», т.е. тоталитарным образом.
На определенный исторический срок это дало свои плоды: Гитлер сумел завоевать всю Европу, первые пятелетки в СССР позволили преодолеть последствия революции и гражданской войны и даже победить нацистскую Германию. Но в конечном счете все это завершилось крахом, о чем скажем ниже, а сейчас посмотрим, что же собой представляют тоталитарные режимы ХХ века.
Термин «тоталитаризм» (от лат. – totalis) означает весь, полный целый. Режим этот характеризуется тем, что вся полнота власти сосредоточена в руках какой-либо одной группы (обычно партии).
Изучением этой проблемы зарубежные политологи, главным образом американские, занялись еще до второй мировой войны, пытаясь осмыслить причины установления фашизма. Но особенно много работ появилось после войны. Большинство исследователей сходятся на том, что тоталитарное общество – это закрытое общество. В таком закрытом обществе, по мысли
Х.Арендт «все – от воспитания детей до выпуска продукции – контролируется из одного центра»; эта формула тоталитарного режима вошла во все учебники и хрестоматии.
ХХ век дал две основные разновидности тоталитаризма: националистическую (Германию) и коммунистическую (СССР).
Некоторые авторы выделяют три разновидности тоталитарного режима:
коммунистическую, которая установилась в России,
фашистскую (впервые установлена была в Италии в 1922г.) и
национал-социалистическую, установившуюся в Германии в 1933г. с приходом Гитлера к власти.
Как видим, тоталитаризм отнюдь не является монолитом; между его отдельными видами имелись существенные различия.
Так, фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства государства, а национал-социалистический – теорией верховенства нации или нации-государства. Итальянский фашизм отличался и меньшей, чем в Германии, интенсивностью террора и репрессий.
Но особенно велики различия между этими двумя разновидностями и большивистским (коммунистическим) тоталитаризмом.
В первом случае сохранялась частная собственность. Большевики же пошли по пути полного отождествления средств производства. Если большивики уничтожили рынок, то национал-социалисты его оседлали, приручили. Если национал-социалисты начисто отвергали саму идею демократии и либерализма, то советский режим декларировал намерение воплотить в жизнь истинно демократические принципы.
Следует заметить, что марксизм в теории руководствовался благороднейшим из устремлений человечества – идеалом построения совершенного и справедливого общественного строя. С этой точки зрения можно сказать, что перед советскими людьми была поставлена возвышенная гуманистическая цель, составляющая вековую мечту человечества. Но в действительности для реализации поставленной цели на вооружение были взяты безжалостные, антигуманные, даже преступные средства. Наверное, можно сказать, что смертный грех большивиков – это дискредитация величайшего идеала человечества.
Таким образом, несмотря на все различия, тоталитарные режимы ХХ века объединяет то, что суть их одна – достижение тотальной цели, будь то тысячелетний рейх или социализм и коммунизм в Китае и СССР.
Американские политологи Зб. Бжезинский и К. Фридрих попытались определить наиболее характерные черты тоталитарного режима.
Официальная идеология (это может быть «третий рейх», построение нового мира даже насильственным путем и др.).
Единая массовая партия во главе с диктатором, которая охватывает до 10% населения и по сути сливается с государственной бюрократией.
Система террористического контроля (причем не только над обществом, но и над партией).
Почти полный контроль над средствами массовой информации.
Такой же контроль над вооруженными силами.
Централизованное руководство всей экономикой.
На Западе неоднократно указывалось, что данная характеристика не охватывает многие важные сферы жизнедеятельности общества. Думается, что если давать характеристику тоталитаризму, исходя из главных сфер жизнедеятельности общества (экономическая, политическая, социальная, духовная), то тогда не выпали такие важные факторы, как национальные отношения, культурные процессы и явления, социальные отношения и все, что с этим связано.
А вообще, тоталитарный режим, как никакой другой, особенно сложен для понимания. Трудно даже сразу ответить на вопрос, через какие характеристики его легче описать: через изменения, происходящие в политической системе общества или через его психологические проявления. Особый характер этого режима проявлялся в том, что именно художественная литература (Е. Замятин, Б. Платонов, А. Солженицын) дала возможность показать во всей полноте не только политические процессы, происходившие в обществе при этом режиме, но психологическое перерождение общества, которое порой трудно описать сухим языком научных категорий.
Парадокс тоталитаризма ХХ века заключается в том, что его «творцом» (в отличие от прежних диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.
Отличие тоталитарных режимов ХХ века от древних деспотий состоит в том, что:
если в древней деспотии власть была сосредоточена в одних руках, то в ХХ веке к власти приходит партия (коммунистическая, нацистская, религиозная),
приход может быть не только насильственным путем (СССР, Куба). В Италии и Германии, как извествно, диктаторы пришли к власти в результате выборов, вполне демократическим путем.
Чем объяснить крах тоталитарных режимов и прежде всего в СССР в конце ХХ века?
Крах тоталитаных режимов был вызван совокупностью экономических, политических и социальных факторов.
Если древние деспотии могли существовать очень долго и экономическое отставание по отношению к другим народам проявлялось только через длительное время, так как развитие производства шло медленно, то в ХХ веке ситуация кардинально изменилась. Как правило, крах древних деспотий наступал в результате «удара» извне. Империя инков пала перед 200 испанцами как колосс на глиняных ногах. Правда, следует отметить, что в руках у испанцев было огнестрельное оружие, а инки, как уже говорилось, даже железа не знали и к тому же испанцы были на лошадях, а такого зверя инки тоже не знали. (Вообще, в империи инков все необычное вызывало панический страх, будь то рождение двойни или дерево необычной формы).
Тоталитарные режимы ХХ века несли вирус смерти уже в своем зародыше. Концентрация в руках государства гигантских ресурсов давала возможность в короткие сроки достичь поражающих результатов (успехи Германии во второй мировой войне, индустриализация СССР, разгром Германии, запуск первого искусственного спутника земли и др.). но со временем административная экономика утрачивает динамизм. Неоднократные попытки экономических реформ в СССР, которые начинались с 1965 года, неизменно терпели неудачу. Хаотичность, неуправляемость экономики – одно из проявлений нежизнеспособной огосударствленной хозяйственной системы.
Другая причина заключается в том, что такая «неповоротливая» хозяйственная система не способна к динамичному развитию в условиях научно-технической революции. Система, где для выпуска новой кастрюли требовалось две сотни подписей, не способна функционировать в мире высоких технологий, она не готова к быстрой смене ориентиров. Административная экономика не смогла ответить на вызов НТР.
В политической сфере советская система, задуманная как полное народовластие, на деле обернулось полным отчуждением народных масс от политики и власти. Со временем это разрыв между партноменклатурой и массами все более углублялся. И, наконец, крах тоталитаризма был предопределен деградацией самой правящей элиты, социальная база которой все более сужалась, и начался процесс ее самовоспроизводства.
Н.А. Бердяев в свое время заметил, что если интеллектуальный уровень элиты падает ниже определенной черты, то начинается деградация элиты, что и произошло в СССР.
СССР особенно наглядно показал, что тоталитаризм – исторически обреченный строй. Это общество – самоедское, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию, живущее за счет богатейших природных ресурсов и бездумно транжиря их, беззастенчиво эксплуатируя и ограничивая потребление большинства населения страны.
Однако, даже исчерпав свои внутренние ресурсы, тоталитаризм не уходит со сцены самостоятельно. Толчком могут служить либо внешние причины (поражение в войне), либо попытки модернизации (СССР). Отдельные острова тоталитаризма сохраняются и до настоящего времени (Северная Корея, Куба).
Ответ на вопрос, является ли крах тоталитаризма ХХ в. окончательным, может дать только время.
- Политология
- Введение
- Тема 1. Предмет политологии
- 1. Место политологии в системе гуманитарных наук
- 2. Предмет и методы исследования политологии
- 3. Структура и функции политологии.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 2. История политической мысли
- 1. Зарождение политических учений
- 2. Политическая мысль античного мира
- 3. Политические воззрения эпохи Возрождения
- 4. Политическая мысль Нового времени
- 5. Политические идеи утопического социализма и марксизма
- 6. Развитие политической мысли в Украине
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 3. Современные социально-политические течения
- 1. Консерватизм и его формы
- 2. Либерализм и его эволюция.
- 3. Социал-демократия: прошлое, настоящее, будущее.
- Лево - и праворадикализм
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 4. Политический процесс
- 1. Политический процесс и его суть
- 2. Политический конфликт и способы его разрешения
- Революция: причины и следствия
- Реформа и ее место в политическом процессе
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 5. Политическая система и политическая власть
- Сущность политики
- 2. Феномен политической власти
- 3. Понятие «легитимности» политической власти
- 4. Структура и виды политических систем.
- Тема 6. Политические режимы
- Типология политических режимов
- 2. Авторитаризм и его формы
- 3. Основные признаки тоталитарного режима
- 4. Главные черты демократического режима. А) возникновение и основные черты
- Б) избирательные системы
- В) оппозиция, ее место и роль в условиях демократии
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах.
- Тема 7. Государство и общество
- Возникновение и сущность государства.
- Формы государственного правления и государственного устройства
- 3. Правовое государство
- 4. Гражданское общество, группы давления
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 8. Политические партии
- 1. Возникновение и сущность политических партий.
- 2. Типология политических партий и партийных систем.
- Становление многопартийности в Украине.
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 9. Политическая элита и политическое лидерство
- Политическая элита, ее сущность и типология.
- Способы формирования политической элиты
- 3. Сущность и типология политического лидерства
- 4. Имидж политического лидера
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 10. Человек и политика
- Политическая деятельность
- Политическая социализация
- Политическое сознание и политическая культура
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Тема 11. Международные отношения в XXI веке и глобализационные процессы
- 1. Международные отношения в XXI столетии
- 2. Политическая глобалистика: основное содержание и предмет исследования
- 3.Современные глобализационные процессы: достижения и проблемы
- Вопросы для самоконтроля, дискуссий и обсуждений на семинарах и коллоквиумах
- Оглавление