logo search
Региональная экономика / УМК

2.5 Программно-целевое деление Российской Федерации

Программно-целевое деление Российской Федерации связано с реализацией принципов программно-целевого управления экономикой страны и ее отдельных регионов. Программно-целевое региональное деление может быть двух типов :специальное или проблемное и общее или комплексное. К первому типу относятся территории в пределах которых реализуются целевые программы различных уровней – федерального, регионального и местного.

Ко 2 типу программно-целевых регионов относятся территории с особым статусом, такие как ТПК, СЭЗ, ЗАТО, ЗЧЭС (закрытые чрезвычайные экологические ситуации)

В условиях социально-экономического кризиса особым объектом государственного регулирования становятся проблемные регионы и территории. К проблемным относятся регионы и территории, имеющие важное народно-хозяйственное значение, где на фоне общего социально-экономического кризиса имеется особо острая доминантная проблема, решение которой не может быть осуществлено традиционными методами без прямого или косвенного участия государства. Основными типами проблемных регионов являются отстающие, депрессивные, кризисные, а также регионы особого стратегического значения.

К отстающим относятся регионы, характеризующиеся слабым развитием собственной экономической базы, низкими душевыми доходами населения, недостаточно развитым производственным и финансовым потенциалом.

К депрессивным относятся регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но в результате структурного кризиса характеризуются устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также растущей безработицей.

Кризисными являются регионы с экстремальным характером экономических, социально-политических и эколого-природных процессов.

К группе регионов особого стратегического значения относятся регионы крайнего Севера, Дальнего Востока, Калининградской области и регионы, граничащие с республиками бывшего СССР. Основным способом комплексной государственной поддержки и участия государства в реабилитации проблемных регионов и территорий являются федеральные целевые программы. Федеральная целевая программа – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и др мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития.

Обобщенная региональная структура РФ представляет собой сочетание 4 рассмотренных принципов официального деления РФ. На территории РФ выделяются следующие территориально-экономические образования: 2 эк зоны- западная и восточная; 4 экономические субзоны – Центр, Урал, Сибирь, Дальний Восток; 7 мегарегионов (федерального округа), 11 эк районов, 83 субъекта РФ и более 2000 муниципальных образований. Объектами государственного регионального управления являются отдельные составляющие региональной структуры РФ, экономические регионы различного уровня. Элементарными территориально-экономическими образованиями (таксономическими единицами регионального деления) являются районные и городские муниципальные образований.

Экономическое районирование не застывший процесс, он может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК — Тимано-Печорского, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского, Саянского, Южно Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов каждой территории.