logo search
Фондовые лекции

Политические отношения: понятие и специфика

Политические отношения – связи и взаимодействие субъектов политической жизни по поводу политической власти как орудия защиты и реализации их интересов. При этом происходят их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (влиянием, информацией, знаниями и т.п.), передача волевых побуждений от одного субъекта другому.

Политические отношения между людьми, писал К. Маркс, являются, естественно также и социальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом. Необходимость налаживания политических отношений была вызвана человеческими потребностями в организации совместной общественной жизни, в ее социальном и государственном обустройстве. Политические отношения характеризуют тип общественной организации, отношения эксплуатации, господства и подчинения, либо сотрудничества, взаимодействия и политического единства.

Структура политических отношений включает следующие элементы: взаимодействующие субъекты и объекты политических действий; политические потребности; политические интересы; политические цели; политическая воля.

Субъектами политических отношений выступают отдельные граждане, социальные слои, группы и общности, политические движения и партии, государство, общество в целом.

Политические отношения существенно отличаются от всех других общественных отношений по многим признакам. В основе различий - объект отношений: политическая власть, главным образом институты государственной власти, связанные с ними политические ценности. Участие или неучастие в политике, принятие или неприятие людьми господствующих ценностей, конфронтация или сотрудничество между членами общества, возникающие в ходе политического участия, политические требования или поддержка властей, политические ожидания и претензии – все это характеризует отношение людей к политической власти. За власть ведут борьбу различные политические силы, преследуя те или иные цели и интересы, поэтому политические отношения пронизывает дух соперничества, конкуренции.

В политических отношениях проявляются экономические, социальные и духовные отношения и процессы. Политические интересы как неотъемлемый компонент политических отношений представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а также формируются в виде реакции на эти действия. Политические интересы, лежащие в основе политических отношений, делают их сферой формирования мотивационной базы политической активности, равно как и отчуждения от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни: кто властвует и управляет в обществе, в чьих интересах, как осуществляется власть и управление. Именно политические отношения обуславливают возможность участия масс в управлении обществом и уровень эффективности влияния на принятие решений.

Конкретное содержание политических интересов – осознанное (обязательно в той или иной мере осознанное), обобщенное выражение потребностей социальных групп в определенной политике и политических структурах как инструментах их реализации. Интересы не следует смешивать с целями – предполагаемыми результатами деятельности. Своеобразие политических отношений состоит в том, что они материализуют функции государственной власти, руководства и управления в стране и в таком качестве имеют объектом прямого и косвенного воздействия не только собственно политические, но и экономические, духовные явления и процессы.

Существенный аспект политических отношений – разделение труда между группами, в том числе элитными, осуществляющими власть, и группами, в отношении которых власть осуществляется. Отсюда постоянный водораздел между властвующими и подвластными. В орбите политических отношений – распределение власти в обществе, прав и полномочий, разграничение предметов ведения между государственными органами власти разного уровня.

Политические отношения определяют и фиксируют положение и роли социальных групп и индивидов в политической жизни общества: в качестве субъекта или объекта властвования, господствующих или подчиненных, управляющих или управляемых. Исторически сложившимися моделями политических отношений являются отношения господства-подчинения, лидерство, управление, контроль.

Содержание политических отношений определяется отношениями государства и общества, власти и народа, классов, групп и слоев общества на уровне внутригруппового, межгруппового и межиндивидуального общения, степенью демократизации, политическими свободами, доступностью информации и контактов, материальными возможностями человека и особенно - уровнем политической культуры общества и ее характером. Уровень развития политических отношений – один из критериев культуры общества.

Политические отношения можно типологизировать по разным критериям: по характеру и содержанию – отношения демократические, авторитарные, конфронтационные, консенсусные, партнерские и другие; по методам осуществления – насильственные и ненасильственные; по видам субъектов-носителей: межклассовые, внутриклассовые, партийные, межгосударственные и т.п.

Можно выделить 3 основных уровня субъектов политических отношений: 1) социальный уровень включает индивидов, профессиональные группы, нацию, класс; 2) институциональный уровень охватывает государство, партии, политические движения, группы интересов; 3) третичный уровень является производным от первого и второго и включает элиты, лидеров, которые играют наиболее видную роль в политике.

Политические отношения складываются между субъектами разных уровней и подсистем политической жизни. Соответственно это могут быть отношения на макроуровне (общегосударственные, общепартийные), а также на региональном и местном уровнях. Политические отношения могут складываться между субъектами разного уровня, т.е. по «вертикали» (отношения между государством и обществом, элитами и массами) или между субъектами одного ранга, по «горизонтали» (отношения между различными ветвями власти, между государственными органами и учреждениями).

Субъекты политических отношений – индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимают непосредственное более или менее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике различает 3 группы ее субъектов: 1) субъекты парохиальные, движимые заботой о реализации своих непосредственных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли; 2) субъекты–подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь; 3) субъекты–партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения).

Очевидно, что различные социальные субъекты неравноценны в качестве политической силы. Не все субъекты в равной мере вовлечены в те или иные политические действия. Вместе с тем чрезвычайно сложно разделить индивидуальных и коллективных, непосредственных и опосредованных участников политических действий. Первичные субъекты политики – индивиды, социальные группы, нации, народы – не перестают быть субъектами политических отношений независимо от того, участвуют они или нет в данный момент в политических действиях. Так, индивидуальные действия популярного харизматического лидера было бы невозможно без коллективного участия поддерживающих его масс. В то же время результативность действий прямых участников политических акций во многом зависит от отношения к происходящему событию людей, которые непосредственно в нем не участвовали. Выражая свое отношение до, во время и после осуществления соответствующих действий, они тем самым становятся их косвенными участниками.

Важным качеством субъекта является его активность, которая выражает меру интенсивности деятельности субъекта. Политическая активность субъекта зависит от степени осознания им своих интересов. Политическая активность может принимать разную направленность: может быть конструктивной, ориентированной на созидание политической системы и стабилизацию общественных отношений, а может быть деструктивной, нацеленной на дестабилизацию системы и даже на ее разрушение. Политическая активность проявляется в различных формах: переговорном процессе, деятельности политических лидеров, элит, партий, государственного аппарата, в массовых политических действиях (митингах, пикетах, бунтах). Крайней формой политической активности выступают социальные революции, в ходе которых происходит коренная ломка сложившихся общественных отношений, преобразование системы власти.

По мнению французского исследователя П. Бурдье, большая группа лишь в потенции – субъект конфликтного (политического) действия. Действительным же субъектом выступает активная, организованная часть этой группы, претендующая на представление ею общих классовых интересов. Только в переломные периоды (революция, глобальная модернизация общества) большие группы – классы, национальные общности – говорят последнее слово при принятии решений. Народ в качестве основного источника власти проявляет себя как единое целое в процессе непосредственного отправления своих властной функции (референдумы, выборы). П. Бурдье считает, что класс есть система отношений между его членами, причем таких, которые складываются объективно, не будучи осознанными и тем более целенаправленно реализуемыми в форме социальной активности. По словам французского автора, «пространство отношений столь же реально, как и географическое пространство».

Любые, в том числе и одинаковые задачи, которые люди ставят перед собой в политике, как правило, решаются ими самыми разнообразными способами. Политические технологии – совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направленных на оптимальную и эффективную реализацию стоящих перед ними конкретных целей в сфере политической власти. Функционально политические технологии неразрывно связаны с интересами и ролями субъектов, которые собственно и задают им цели по использованию властных ресурсов, стабилизации или дестабилизации политических отношений в том или ином государстве, организации избирательных кампаний, информационному обеспечению принятия решений, согласованию позиций при выработке государственных программ и т.д. Будучи разновидностью технологий, политические технологии представляют собой способ упорядочивания целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на преобразование (изменение состояния) объекта в сфере политики, достижение заданного результата (цели).

Специфика любой технологии, в том числе и политической, состоит в том, что она алгоритмирует деятельность и поэтому может использоваться многократно, тиражироваться для решения сходных задач, достижение заданных результатов посредством трансляции профессиональной, в данном случае политической культуры. Область применения политических технологий чрезвычайно широка, она охватывает всю политическую сферу общества, начиная от технологий избирательных кампаний, формирования имиджа политических деятелей и общественных организаций, манипулирование при помощи СМИ массовым сознанием и т.п. и до технологий осуществления власти.

Субъектом политических технологий выступают чаще всего политическая элита, реализующая цели развития конкретного общества, а также политические партии, общественные движения, профсоюзы, политические лидеры, не являющиеся частью властвующей политической структуры. Объектом воздействия политических технологий является политическое сознание и поведение членов общества. Инструментами реализации политических технологий является в первую очередь СМИ (телевидение, радио, печать), а также политические и социологические научные центры. Политические технологии переводят в плоскость практической деятельности теоретические политологические знания, позволяя тем самым использовать все многообразие политических закономерностей, принципов, норм, факторов и т.п., при определении целей, средств и методов осуществления политики, в этом, собственно, и состоит сущность процесса технологизации политической среды. В большинстве случаев проблемное поле современной политической среды определяет наличие ряда этапов разработки и осуществления политических технологий. К их числу относится: диагностика и мониторинг социально-политической ситуации; постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты при помощи конкретной политической технологии; сравнительный анализ возможных вариантов реализации поставленных целей.

Рассмотрим конкретный пример, а именно технологию избирательной кампании кандидата в органы государственной власти или в органы самоуправления, которая представляет собой целенаправленную деятельность политических субъектов, использующих специальные средства и методы воздействия на электорат. Основываясь на том, что избирательные кампании независимо от масштабов и видов выборов в органы власти имеют одинаковые этапы, которые определены типичными политическими событиями, типичным составов субъектов избирательного процесса и общими особенностями их взаимодействия, можно определить алгоритм типичной избирательной кампании. Он включает анализ предвыборной ситуации, разработку избирательной стратегии и ее реализацию. При анализе предвыборной ситуации применяется технология диагностики, т.е. исследуются объективные социальные условия, конъюнктура политического рынка в избирательном округе, оценивается соотношение внешних и внутренних ресурсов кандидата для достижения поставленной цели. Разработка избирательной стратегии выполняется с помощью технологии проектирования – составляется стратегический план. Деятельность по реализации избирательной стратегии включает технологию управления избирательной кампанией, психотехнологию политической рекламы, создание имиджа, технологию контактов со СМИ, технологию создания информационных продуктов (лозунгов, текстов) и т.д. Кроме того, существует большой спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов, фальсификация результатов выборов, манипулирование сознанием избирателей, психологические и информационные войны и т.д.