logo search
595337_8B181_konspekt_lekciy_dlya_sdachi_ekzame

Политическое лидерство. Типология.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации, в связи с этим существует множество теорий политического лидерства, по разному трактующих этот феномен:

  1. Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.

  2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей. Данная концепция вводит в теорию лидерства понятие целей, связанных с определенной ситуацией.

  3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций. Лидером человек может стать в конкретных условиях, а его личностные качества часто могут оказаться неактуальными.

  4. Теория конституентов рассматривает лидерство как отношение между лидером и конституентами. В круг последних включаются последователи и избиратели, поддерживающие данного лидера и оказывающие на него влияние. Лидер является выразителем интересов своих последователей.

  5. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

Рассмотренные концепции отражают, отдельные стороны этого сложного феномена. В последнее время широкое признание получают концепции, характеризующиеся комплексным подходом к анализу лидерства.

  1. Интегративная теория лидерства учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:

  1. Программная функция - разработка лидером программы деятельности

  2. Диагностическая (аналитическая)

  3. Мобилизационная функция заключается в возможности лидера обеспечить поддержку своего курса широкими слоями населения и их привлечении к его осуществлению.

  4. Коммуникативная функция направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти

  5. Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

  6. Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера. В этих случаях режим пытается найти свое оправдание в особых качествах харизматических лидеров.

Типы лидеров. Существуют разнообразные классификации лидеров.

По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

  1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

  2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

  3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:

  1. Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

  2. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

  3. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

  4. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.