logo search
шпоры по политоте

1.Политика и религия

Политика – это форма взаимоотношения между классами, социальными группами, нациями, религиозными конфессиями по поводу завоевания и удержания власти

Особое место занимают также религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни страны. То есть в истории многих стран, европейских азиатских и африканских, длительное время шла борьба между церковью и государством. Церковь в отдельных регионах играет доминирующую роль в политической жизни общества.

Особое место занимают также религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни страны. То есть в истории многих стран, европейских азиатских и африканских, длительное время шла борьба между церковью и государством. Церковь в отдельных регионах играет доминирующую роль в политической жизни общества.

Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу

государственной власти, государственного устройства внутри общества и

межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы,

то с определением религии дело обстоит сложнее.

Религия — специфическая форма общественного сознания, главными принципами

которой является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного

начала — Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том,

что человек способен к общению, единению с Богом и вечной с Ним жизни

Проведя анализ истории взаимоотношений политики и религии, можно, сделав

некоторые обобщения, выделить 4 основных типа взаимоотношений государства и

религии.

1. Превращение государственной власти в центр религии. Такое положение было

типично для языческих государств, и ярким примером может служить Римская

империя, где императору поклонялись как Богу. Вообще, в различных языческих

государствах складывались различные степени почитания и обожествления

верховного правителя.

2. Подчинение государства церковным учреждениям. Подобная ситуация имела

место в христианской Европе средневековья. Папа, считавшийся наместником Бога

на земле, по своему усмотрению раздавал короны, полностью подчиняя

государственную власть церковной.

3. Союз государства с церковью, который был достигнут в России подчинением

монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при

независимости от церкви его государственной власти. Не следует путать это с

теократией, которая проявляется во владычестве Бога в политике посредством

правителя. Напомним, что теократией называют такую форму правления, когда глава государства и глава церкви — одно лицо (например, Папа Римский в Ватикане).

4. Отделение государства от церкви, крайняя форма которого была обязательной

частью внутренней политики СССР, вплоть до полного подчинения церкви

государству. В других государствах наблюдаются более спокойные

взаимонезависимые отношения власти и церкви, хотя полная независимость в

чистом виде отсутствует везде.