Анализ современного состояния проблемы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
Сегодня актуальное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства. Представляется важным рассмотрение решения данного вопроса в хронологическом аспекте.
Становление неправительственного сектора совпадает со становлением казахстанской государственности, периодом развития Казахстана как демократического, светского государства с рыночной экономикой.
Анализ деятельности неправительственных организаций в Казахстане позволяет выделить 3 этапа развития общественного сектора и его взаимодействия с государством.
1 этапстановления неправительственного сектора охватывает период с конца 80-х по 1994 годы. За это время, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, было образовано около 500 неправительственных организаций. При этом неправительственные организации были в основном правозащитного направления, что связано с периодом становления независимости Казахстана и обусловлено началом процесса демократических преобразований.
Основной характеристикой этого этапа является отсутствие системности в создании неправительственных организаций. Это отвечало вызову времени, веяниям демократических процессов и определяло первый опыт демократических преобразований в республике.
Этот период характеризовался процессом выработки общих подходов и приоритетов государства по отношению к неправительственному сектору. Редки примеры позитивного сотрудничества государства и неправительственных организаций.
2 этап- с 1994 по 1997 годы. Это этап качественного и количественного роста неправительственных организаций, их численность возросла до 1600. Следует отметить не только количественный рост неправительственного сектора, но и дифференциацию по видам деятельности. Количественный рост неправительственных организаций в первую очередь можно объяснить за счет массированной финансовой поддержки международных фондов и организаций через систему грантов.
Грантовая поддержка зарубежных фондов и организаций носила обучающий и методический характер для эффективной организации деятельности неправительственных объединений. Финансовая помощь международных организаций оказала существенное влияние на процесс становления неправительственного сектора.
Этот период ознаменован открытием новых возможностей для формирующегося добровольческого сектора. Так, например, Правительственной делегацией Казахстана были подписаны Пекинская декларация и Платформа действий по улучшению положения женщин на 4 Всемирной конференции ООН по правам женщин (Пекин, 1995 г.), ставшей знаковым событием в становлении женских неправительственных организаций.
В 1996 году принят Закон РК «Об общественных объединениях», определивший юридический статус, права и обязанности общественных объединений, активизировавший процесс появления многочисленных новых неправительственных организаций.
В середине 90-х годов проходит серия различных конференций, семинаров, «круглых столов», освещаемых средствами массовой информации, появляется ряд публикаций, посвященных проблемам взаимодействия государственных органов и неправительственных организаций.
Данный период характеризуется структурным и организационным становлением неправительственных организаций, выработкой единой государственной политики в отношении неправительственного сектора.
3 этапначинается с 1998 года и продолжается по настоящее время. Это качественно новый этап, характеризующийся конкретной постановкой вопроса о реализации механизма взаимодействия государства с неправительственными организациями. Количественный рост неправительственных организаций достаточен, их численность достигла около 3500. В них на постоянной основе работает более 35 тысяч человек, на временной (консультанты, эксперты) – до 50 тысяч человек и добровольцев – более 100 тысяч человек.
Анализ показывает, что в настоящее время сложились довольно устойчивые группы неправительственных организаций по различным направлениям деятельности.
Возникает в первую очередь проблема качественной, организационно-практической поддержки общественного сектора. В этих условиях важное значение приобретает реальное сотрудничество неправительственного сектора с государством на принципах равноправного партнерства.
Неправительственный сектор в Казахстане в основном сформировался, стал реальной общественной силой и важным ресурсом дальнейшей демократизации страны.
Государство оказывает действенную поддержку неправительственным организациям. Одним из свидетельств этого является принятие в 2001 году Закона РК «О некоммерческих организациях Республики Казахстан», явившийся реальным шагом в признании и роли и места неправительственных организаций в общественных процессах. Законом четко определены организационно-правовые нормы и виды некоммерческих юридических лиц, их права и обязанности, порядок создания, реорганизации и прекращения деятельности.
Как положительное явление следует отметить смягчение условий регистрации некоторым категориям неправительственных организаций. Так, в соответствии с постановлением Правительства
Республики Казахстан № 640 от 15 мая 2001 года «О внесении дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 1996 года № 1405 «Об утверждении Положения о порядке уплаты сбора за государственную регистрацию юридических лиц» сбор за регистрацию молодежных неправительственных организаций уменьшился с двадцатикратного до двукратного расчетного показателя.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 января 2002 г. № 84 «Правила освобождения от налога на добавленную стоимость товаров, импортируемых в Республику Казахстан» освобождаются от налога товары, ввозимые в благотворительных целях по линии государства, правительств государств, международных организаций, что является важным для решения социальных проблем.
Знаковым событием в развитии неправительственного сектора является принятие Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан, подготовленной Министерством культуры, информации и общественного согласия, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан № 85 от 23 января 2002 года. В Концепции представлен анализ современного состояния общественного сектора в стране, определены цели и приоритеты государственной поддержки неправительственных организаций, принципы, механизмы и уровни ее реализации.
Следует отметить, что в разработке Концепции приняли участие и известные лидеры неправительственного сектора, а также представители международных организаций (ПРООН, ТАСИС, Каунтерпарт Консорциум).
Широким обсуждением проекта Концепции (круглый стол «Принципы и механизмы государственной поддержки НПО» (декабрь 2000 г.), республиканская конференция «Государство и НПО: пути сотрудничества» (май 2001 г.), организованные и проведенные МКИОС, рабочие встречи с лидерами НПО) преодолен скепсис и недоверие некоторых лидеров НПО, боявшихся, что Концепция будет создана «под государственных чиновников».
Таким образом, Концепция государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан – важный документ, определяющий ключевые позиции государства по отношению к неправительственному сектору, а ее разработка – показатель реального и действенного сотрудничества государства и НПО.
- Администрация Президента
- Оглавление Раздел 1. Государственная поддержка нпо: от идеи к воплощению
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Раздел 1.
- Государственная поддержка нпо:
- От идеи к воплощению
- Введение
- Законодательная база – важное условие развития неправительственных организаций
- Реализация Программы государственной поддержки нпо – новый этап развития казахстанского неправительственного сектора
- Анализ современного состояния проблемы государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан
- Формы государственной поддержки нпо
- Женские нпо как наиболее активная часть неправительственного сектора
- Государственная политика по повышению роли женщины в обществе
- Неправительственный сектор Республики Казахстан в фокусе общественного мнения
- Связь с государством
- Факторы препятствия
- Направления развития нпо
- Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов нпо
- Раздел 2. Из опыта социального партнерства
- Социальное партнерство власти и нпо –основа демократического общества
- Чехия 14000 10,4 млн. 748/1
- Примечание:Приведенные цифры не являются официальными данными
- Проблемы и перспективы взаимодействия между государственным и неправительственным секторами Республики Казахстан (на основе опыта Женской Ассоциации «жаРиА», г. Астана )
- Взаимодействие Национальной комиссии по делам семьи и женщин при Президенте Республики Казахстан с неправительственными организациями
- Из опыта социального партнерства управления информации и общественного согласия и неправительственных организаций г. Астаны
- Повышать социальный статус женщин
- О решении проблем пожилых людей Ахметжанова б.Т. – президент
- Решать проблемы сообща Жасанова к.М. - председатель
- 5. Подготовлен концерт, выставка-продажа поделок детей-инвалидов на презентацию «Инфо-центра нпо» г.Астаны.
- Взаимодействие государства и организаций гражданского общества как важный аспект деятельности проон
- Условия сотрудничества
- Сферы сотрудничества
- Деятельность проон по поддержке развития гражданского общества