25)Модель политической системы д. Истона
Дэвид Истон – американский ученый, был первым, кто применил общую теорию систем к анализу политики. Основные работы Д. Истона “Политическая система” (1953), “Системный анализ политической жизни” (1965), “Анализ политической структуры” (1990). Политическая система является частью (подсистемой) совокупной общественной системы. В качестве подсистемы политическая система взаимодействует с другими общественными подсистемами: экономической, социальной, культурной, правовой и др., которые наряду с природой образуют ее “окружающую среду”.
Д.Истон исследовал факторы, при которых политическая система способна сохраняться во времени, а также обосновал стратегию сохранения системы и ее политической стабилизации через изменения. Его научная деятельность положила начало системным теориям политики и политической власти. Применяя системный подход к политике, политологи стремились дать общую теорию политической власти, раскрыть механизм ее стабильности. Модель политической системы, предложенная Д. Истоном, дает представление о том, как политическая система вырабатывает политику, с помощью которой распределяются ценности в обществе и достигаются коллективные цели.
Д. Истон определяет политическую систему как совокупность взаимодействий, посредством которых ценности авторитетным образом привносятся в общество и распределяются в нем. Все жизнеспособные политические системы выполняют две важнейшие функции: 1) предлагают обществу ценности; 2) вынуждают большинство членов признавать их в качестве обязательных. Эти два свойства выделяют политическую систему из всех других типов социальных взаимодействий и называются существенными переменными. Д. Истон отмечает, что каждое общество обеспечивает определенные механизмы, пусть даже рудиментарные, для авторитетно–властного разрешения конфликтов по поводу преследуемых целей. Авторитетно–властное распределение ценностей неизбежно. Очевидно, что без обеспечения механизмов отбора конкурирующих требований при ограниченных средствах общество будет расколото постоянной борьбой.
Базовым элементом для рассмотрения политической системы у Истона является “политическое действие”. Истон предлагает рассматривать политическую систему как “черный ящик”, оставляя без внимания то, что происходит у системы внутри. Главное внимание сосредоточено на анализе взаимодействий системы со средой, ее окружением. Истон использует два термина для характеристики взаимодействия системы и ее окружения: обмен и трансакция. Обмен указывает на взаимную связь, а трансакция – на наличие однонаправленного воздействия, либо со стороны окружения, либо со стороны политической системы.
В рамках системного подхода любая система, в том числе и политическая, автономна, открыта и имеет границы со средой. Своеобразные пограничные столбы, которые указывают на пределы системы, называются “вход” и “выход”. С помощью системного анализа Истон исследует обмен политической системы со средой и объясняет, каким образом она справляется с общественными проблемами, конфликтами и обеспечивает динамизм и постоянство самой системы и общества в целом. Механизм функционирования политической системы изображен на схеме.
Механизм функционирования политической системы (по Д. Истону)
“Вход” – это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, влияет на нее и способно ее изменить.
“Выход” – это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, ее специализированными институтами в решения. Решения передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между “входом” и “выходом” осуществляется через окружающую среду. Это так называемая «петля обратной связи».
На “вход” в политическую систему подаются импульсы различного рода. Во–первых, это требования. Требования направляются в адрес властей и служат сигналом о наличии в обществе определенных потребностей. Требования есть не что иное, как выражение мнения о правомерности или неправомерности, справедливости или несправедливости решений властей, связанных с распределением общественных благ и использованием общественных ресурсов. Помимо требований, в политическую систему вводится множество разнообразной информации: ожидания, предпочтения, ценностные установки, настроения. Все это может совпадать с требованиями или выступать в качестве побудительных причин для требований.
Во–вторых, на “входе” существует импульс поддержки. Поддержка есть выражение лояльности членов общества по отношению к системе. Это легитимация политической системы, своеобразный постоянный плебисцит членов общества на доверие политическим институтам. Поддержка может быть открытой (поддерживающее действие) и скрытой (ориентации, настроения). Открытая поддержка материализуется в действиях. Это наблюдаемое поведение: участие в выборах, поддержка определенных партий и лидеров, словесное одобрение принимаемых решений. Скрытая поддержка выражается во внутренних установках и ориентациях личности, в предрасположенности к определенным политическим идеалам, нормам, моделям поведения.
Д. Истон пришел к выводу, что политическая поддержка может быть эмоциональной (диффузной) и инструментальной (специфической). Эмоциональная поддержка является относительно прочной и стабильной. Она легитимирует данную политическую систему в условиях даже самых тяжелых кризисов, помогает государству и обществу выстоять и адаптироваться к новым условиям среды. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности деятельности правительства. Она формируется путем введения «поощрений» за лояльное поведение и строится на ожидании такого поощрения. Инструментальная поддержка условна, менее прочна, подвержена эрозии.
Истон также выделяет уровни поддержки. Первый тип – поддержка всего политического сообщества. Второй – поддержка режима. Режим понимается как ценность (например, свобода слова, плюрализм мнений), на который опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти (распределение властных ролей). Третий тип поддержки – поддержка органов власти.
Без поддержки политические системы недолговечны. Штык всем хорош, но не нем нельзя сидеть, говорил Талейран. Без поддержки можно властвовать, опираясь лишь на “голую власть”, на насилие, но невозможно спокойно управлять. Поддержка как раз и обеспечивает необходимые условия для правления, нормального функционирования политического сообщества.
Политические системы различаются разными комбинациями эмоциональной и инструментальной поддержки. Когда они эффективно дополняют друг друга, то политическая система функционирует стабильно и имеет большой кредит доверия у граждан. Отсутствие поддержки означает, что система находится в глубоком кризисе, который может привести ее к разрушению.
На “выходе” из политической системы в среду проявляются результаты ее работы – обязывающие решения и действия по их реализации. Обязывающие решения могут быть в форме политических решений, законов, постановлений исполнительной власти, решений судов и т.д. Политическая система перерабатывает огромное количество социальной информации и превращает ее в конкретные авторитетно–властные решения. Процесс переработки требований в политические решения называется внутрисистемной конверсией. В свою очередь, решения и действия оказывают влияние на среду, вследствие чего возникают новые требования. “Вход” и “выход” системы постоянно воздействуют друг на друга. Этот непрерывный цикл называют “петлей обратной связи”. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для проверки правильности принятых решений, их коррекции, устранения ошибок, организации поддержки. Обратная связь важна и для возможной переориентации, отхода от заданного направления и выбора новых целей и путей их достижения.
Политическая система, игнорирующая обратную связь, неэффективна, так как она не в состоянии оценить уровень поддержки, провести конструктивную адаптацию к среде, мобилизовать ресурсы и организовать коллективные действия в соответствии с общественными целями. В конечном счете – это оборачивается политическим кризисом и потерей политической стабильности.
Процесс поступления и регистрации требований на “входе”, преобразование (конверсия) их системой в решения и передача на “выход” с последующим контролем за реализацией – это и есть политический процесс. Политический процесс показывает, как возникают социальные требования, как они превращаются в общезначимые проблемы, а затем в предмет действия политических институтов, направленных на формирование общественной политики и желаемое решение проблем. Системный подход помогает уяснить механизм формирования новых политических стратегий, роль и взаимодействие различных элементов системы в политическом процессе.
Таким образом, системный подход рассматривает политическую систему как механизм формирования функционирования власти в обществе по поводу распределения власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизмы социально–политических изменений в нем.
- 1)Объект,предмет политологии.Ф-ции полит.
- 2)Методы исследования политологии.
- 3)Место политологии в системе социально-гуманитарного знания.Структура политологии.
- 4) Становление современной политологии как науки и учебной дисциплины
- 5)Политика как общественное явление.Ф-ции политики.
- 6)Основные концептуальные подходы к пониманию сущности политики.
- 7)Теории властигенеза и политогенеза в политической антропологии.
- 8)Власть как социальное явление.Основные теоретико-методологические подходы к определению власти.
- 11.Ресурсы основания власти
- 13.Проблема легитимности и легальности власти. Типы легитимности.
- 15.М.Вебер о государстве и особенностях современного государства.
- 16.М. Вебер о политических профессиях и особенности деятельности политика по призванию и профессии.
- 17. Вебер об этике убеждения(эу) и этике ответств.(эо)
- 19)Теории политической элиты в.Парето .Критерии отбора в политическую элиту. Роль “остатков” и деривации.
- 20)Теория политического класса Моски
- 21) Политические институты и сущность железного закона олигархии р.Михельс
- Вопрос 22. Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и ее роль в политическом процессе.
- Вопрос 23. Типы политической элиты, механизмы рекрутирования политической элиты.
- 25)Модель политической системы д. Истона
- 26.Сущность структурно-функционального подхода к политике. Модель политической системы Алмонда.
- 27.Типы политических систем: многообразие подходов. Характеристика политических систем по политическим режимам
- 28)Тоталитарный режим и особенности его функционирования.
- 29)Авторитарный режим.
- 30)Государство как основной институт политической системы.Сущность, формы правления, формы государственного устройства.
- Вопрос 31. Основные теории происхождения государства
- 32.Понятие политической партии.Возникновение и этапы развития политических партий.Ф-ции политических партий.
- Функции политических партий:
- 33) Типы партийных систем.Типология политических партий по м. Дюверже.
- 34) Типы партийных систем. Cвязь с избирательных систем с партийными системами.
- 35.Сущность и назначение выборов. Принципы функционирования демократического избирательного процесса.
- 36) Избирательные системы:сравнительный анализ.
- 38)Основы принципы функционирования демократического режима.
- Вопрос 40.Политическое лидерство. Понятие и концептуальное осмысление. Теории политического лидерства.
- Вопрос 41.Типологии политического лидерства, функции политического лидера.
- 42)Политическая культура.Значение политической культуры для понимания политических процессов и функционирования политической системы.
- 43.Вклад Алмонда и Вербы в развитие теории политической культуры. Типология политической культуры.
- Вопрос 45. Политическая социализация.
- 46.Политическое участие.Типы политического участия.
- 48)Конфликты и согласия в политике.
- Вопрос 49. Современные теории политического развития. Модернизация: основные концептуальные подходы.
- 51)Политическое сознание и его структура.Политическая психология как часть политического сознания.
- 52.Политическая идеология:сущность и ф-ции.
- 53.) Геополитика. Основные геополитические концепции.
- 15.2. Современные тенденции развития мировой политики