1 Политика как социальное явление
Термин «политика» чаще всего употребляется в двух значениях:
• целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений;
• характеристика организационных структур, институтов, обеспечивающих стабильность и позволяющих регулировать политическую деятельность людей.
Первое из этих значений выражает деятельностный аспект политики (динамизм, зависимость от действий политических субъектов, взаимосвязь с другими видами социальной деятельности), второе - институциональный характер политики, ее организационную структурированность.
В общественной мысли со времен Средневековья распространилось понимание политики как «искусства возможного». Это искусство рассматривается как совокупность умений оптимально управлять социальными группами и процессами, способность достижения наивысших результатов с наименьшими издержками и в максимально короткие сроки.
Политика как явление общественной жизни не присуща человеческому рода изначально. В первобытном, социально-однородном обществе, существовавшем тысячелетия, не было политики. Власть и такие социальные институты, как род и собрание всех взрослых его членов, носили неполитический характер. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства, а вместе с ним и политики.
Политика существует в двух формах — теоретической и практической. Первая — это мыслительная деятельность, работа воображения, теоретическое проектирование, планирование и т.д. Практическую форму политики образуют организация и функционирование органов власти, политических партий, движений и т.д.
Политика может быть классифицирована по ряду оснований - направленности, сферам общественной жизни, видам деятельности, содержанию и характеру, масштабности целей. По направленности политику различают на внутреннюю и внешнюю. По сферам общественной жизни внутренняя политика дифференцируется на экономическую, социальную, правовую, национальную, оборонную, научную, экологическую, религиозную и т.д. Как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях — местном, региональном, государственном и международном. По содержанию и характеру политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной, гуманной и антигума ной, реалистической и волюнтаристской и т.д. По критерию масштабности целей политика может классифицироваться как стратегическая и тактическая.
В условиях глобализации современного мира, понимаемой прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции, развития информационных и коммуникативных технологий, грань между внутренней и внешней политикой становится все более проницаемой, условной. Поэтому многие ученые рассматривают политику как целостное явление, не разделяя ее на внутреннюю и внешнюю.
Структуру политики образуют субъекты, объекты и ресурсы. Субъекты политики - это носители целенаправленного политического действия (государство, партии, профсоюзы, политические движения, индивиды, социальные общности). Объекты политики - это общество во всей совокупности протекающих в нем процессов, основные сферы его жизни, те институты, социальные группы, общности и индивиды, на которых в определенных целях оказывается политическое воздействие. Различие между субъектами и объектами политики условно, поскольку все участники политического процесса обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретных ситуаций могут выступать в качестве субъекта и объекта политики. Ресурсы политики - это элементы материальной и духовной среды, используемые субъектами политики для воздействия на объекты с целью их изменения. Различают четыре вида ресурсов - материально-технические, человеческие, духовные и временные.
В политике выделяют три уровня ее существования - макроуровень, микроуровень и мегауровень. Макроуровень характеризует публичную власть, ее устройство и функционирование в центре и на местах, государство как целое. Микроуровень политики охватывает отдельные организации -партии, профсоюзы, группы интересов и т.п. Мегауровень политики относится к деятельности международных организаций - ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и др. Первый из этих уровней характеризует суть политики, а второй и третий имеют подчиненное значение.
Основные функции политики: 1) обеспечение целостности и стабильности общества; 2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли.
Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определенных целей путем использования разнообразных средств. Цель в политике - это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий. Средства в политике — инструменты превращения мотивов в реальные результаты (демонстрации, забастовки, пикеты, пропагандистские кампании, вооруженные действия, выборы, референдумы, этические и правовые нормы, традиции и пр.) .
Политические цели различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики - по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.
Воздействие различных средств политики на общество характеризует понятие метод политики. К методам политики относятся прежде всего принуждение и убеждение, насилие и ненасилие.
Между целями и средствами политики (включая методы их реализации) существуют взаимозависимость и взаимодействие. С одной сторона, цель и условия ее реализации предопределяют использование соответствующих средств. С другой стороны, средства, воздействуя на достигнутый результат, выявляют реалистичность или утопичность цели, могут корректировать ее параметры и даже искажать.
Искусство политики состоит в умении соотносить цели и средства их достижения, оптимально использовать избранные средства, учитывать нравственную значимость как целей, так и средств. В современном обществе критерием при выборе средств политики должны быть основополагающие принципы гуманизма, утверждающие общечеловеческие ценности - право на жизнь, безопасностъ и свободу, развитие человеческой личности.
Политические явления, процессы и взаимодействия в обществе характеризует понятие «политическая жизнь». Оно раскрывает особенности возникновения и развития политики, различные ее формы и детерминанты функционирования.
Наиболее непосредственно политическая жизнь зависит от типа политического режима, уровня развития гражданского общества, влияния политических идеологий и религий, деятельности СМИ. Значительное воздействие на политическую жизнь оказывают природная среда (территория, ресурсы, климат), господствующие в обществе экономические отношения, развитие техники, особенности этнонациональных общностей.
Роль и значение политической жизни возрастают по мере становления гражданского общества и правового государства. Это проявляется в развитии идейного и политического плюрализма; в функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти; в деятельности политических партий и средств массовой информации разной ориентации; в возникновении разветвленной системы общественных движений и негосударственных социальных институтов (центры, фонды, комитеты и т.д.).
Важнейшими параметрами политической жизни общества являются стабильность и нестабильность.
Политическая стабильность - состояние политической жизни общества, проявляющееся: во-первых, в эффективном функционировании политических институтов и их развитии при сохранении качественной определенности; во-вторых, в соблюдении юридических и моральных норм, сложившихся социальных традиций; в-третьих, в мирном разрешении конфликтных ситуаций. Политическую стабильность следует отличать от застоя и стагнации политической жизни, выражающихся в торможении или отсутствии ее динамики.
Политическая нестабильность определяется как неспособность политической системы управлять изменениями, как отклонение от традиционных и приемлемых для общества стандартов. Политическая нестабильность может иметь долговременный или ситуационный характер. В первом случае необходимы коренные изменения в общественном устройстве, во втором — преобразования менее глубокие, не затрагивающие основы общественного устройства.
2
- Н.М.Сирота
- 1. Политическая наука как область гуманитарного знания
- 11. Природа политики
- 111. Человеческое измерение политики
- 1Х. Политические изменения
- Введение
- 1. Политическая наука в системе гуманитарного знания
- 1 Предмет политической науки
- 2 Становление политической науки
- 3 Российская политическая наука
- 11. Природа политики
- 1 Политика как социальное явление
- Взаимосвязь политики с экономикой и правом
- 3 Политика и мораль
- 3 Политические отношения
- 5 Политическое прогнозирование
- 111. Человеческое измерение политики
- 1.Человек как первичный субъект политики
- 2. Политическое сознание
- 1У. Формы политической активности
- 1. Политическое поведение и политическая деятельность
- 2. Насилие и ненасилие в политике
- 3.Экстремизм и терроризм
- У. Политическая власть
- 1. Власть и властные отношения
- 2. Власть в гражданском и политическом обществе
- 3. Власть и оппозиция
- 4. Роль элит в осуществлении политической власти
- 5. Политическое лидерство: понятие, типы, функции
- У1. Политические системы и режимы
- 1. Политическая система: понятие, структура, функции
- 2. Политический режим: определение, типология
- 3. Демократия: сущность, формы, модели
- 1. Государство как политический институт
- 2. Политические партии и партийные системы
- 3.Группы интересов
- 4. Выборы и избирательные системы
- У111. Социокультурные аспекты политики
- 1. Политическая культура: понятие, типы
- 2. Политическая социализация
- 3. Политические идеологии современности
- 1Х. Политические процессы
- 1 Сущность и структура политических процессов
- 2. Политические конфликты и механизм их разрешения
- 3. Война как форма политического конфликта
- 1. Мировая политика и международные отношения
- 2.Теоретические школы в исследовании мировой политики
- 3.Геополитическое направление в изучении международных отношений
- Примерная тематика рефератов (контрольных работ)
- Словарь терминов
- Тестовые контрольные вопросы
- 27. По какому критерию политические конфликты различаются на агонистические и антагонистические:
- 28. К какой подсистеме межгосударственных объединений относится Европейский Союз:
- 29. Кем из геополитиков было разработано «морское» направление этой науки:
- 30. Какая геостратегия для России является оптимальной:
- «Политология»
- Дополнительная История политических учений: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012.
- Вспомогательная