logo search
Политология / 1 / 28 / Политология

2. Тоталитаризм как исторический и политический феномен

Тоталитаризм это политический режим, при котором госу-'ство стремится к целостному, всеохватывающему контролю заИзнью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.“тоталитаризм” был введен в политический лексикон 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характ ристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Тайме” употп” била этот термин применительно к режиму, сложившемуся в о ветском Союзе. После Второй мировой войны в западной полити ческой науке стало общепринятым обозначать понятием “тотали-таризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах “победившего социализма”.

В 1956 г. два американских политолога - -К. Фридрих и З.Бжези-нский сформулировали основные признаки тоталитарного режима.

1. Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения новогообщества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество назавершающий период истории, в котором должно воплотиться совершенное состояние. Таким образом, господствующая идеологияносит хилиастический характер. Во всех тоталитарных режимах всестороны жизни общества - мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т.д. - подчинены идеологии.

2. Монополия на власть единой массовой партии, строящейся поолигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. Партия практически “поглощает” государство, выполняя егофункции.

3. Система террористического полицейского контроля, которыйосуществляется не только за “врагами народа”, но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы.

4. Партийный контроль над средствами массовой информади'Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми средств,ми массовой коммуникации - прессой, радио, кино, литератур0и др.

5. Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами.

6. Централизованный контроль экономики и система бюрокРатического управления экономической деятельностью.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение име1 первые два - официальная идеология и монополия единой м^ вой партии на власть. Действительно, ни один диктаторский pe>i

Ооме тоталитарного, не насаждал и не утверждал в обществе еди-Ой официальной идеологии, не стремился поставить под свой контроль всю духовную деятельность общества. Именно партия, обла-лавшая при тоталитаризме всей полнотой власти, обеспечивала мобилизацию масс на достижение политических целей и поддержку режима. При тоталитаризме стирается грань между государством и обществом, ибо исчезают автономные, неподконтрольные власти сферы общественной жизни. Под контроль и регламентацию государства попадают экономические, социальные, духовные виды деятельности, а также частная жизнь граждан. Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.

Тоталитаризм - это феномен XX в. В его становлении и осуществлении значительную роль играют массовые политические движения. Предшествующие диктатуры имели, как правило, довольно узкую социальную базу. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же и обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и подавления, массовой пропаганды и коммуникации. Истоки тоталитаризма. Большинство исследователей отмечают, что тоталитаризм - это “реакция” общества на кризисы периода индустриализации. Крушение старых традиций, коренное изменение устоев общества в условиях отставания в процессе формирования новой социальной и национальной идентичности порождает стремление к сильной централизованной власти, устанавливаю-Щей жесткий порядок и гарантирующей быстрое решение самых >стрых и неотложных социальных проблем.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных со-шальных структур и деморализации общества. Именно превраще-е общества вдеструктурированную массу, состоящую из “атоми-ированных” индивидов, лишенных собственности, независимостисобственного “Я”, является социальной предпосылкой становле-1 тоталитарного государства (X. Арендт). Другой причиной, обу-°вливающей возникновение тоталитарного режима, являетсяТушение рыночной экономики и провозглашение такой органи-Дии общественной жизни, которая основывается на едином плане

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые разрушая прежние политические институты, создают “поле” д^ становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма за-ключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих дик. татур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции “общей воли”, которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма “левый” и “правый”.

“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах -в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Правый” тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии.

“Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей 1) возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; 2) необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; 3) ведущую роль пролетариата; 4) необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу; 5) возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролета риат. С точки зрения господствующей идеологии, все другие классь являются менее прогрессивными, а некоторые - даже реакциой ными. Поэтому политика направлялась на искоренение иных клас сов. На практике это означало ликвидацию класса собственников крестьянства. Построение “светлого будущего” предполагало * пользование мощного аппарата принуждения вплоть до террор3-Дискуссионным остается в политической науке вопрос о време ных рамках существования тоталитаризма в СССР. Одни поли? логи считают, что тоталитарным можно называть весь период ветской истории. Другие тоталитарным называет режим, жлвшийся в период правления Сталина (1929-1953). оежим же, .^сжившийся после его смерти, определяют как пбЬттоталитарный. В рамках первого подхода довольно трудно объяснить процессы, К0торые начались в советском обществе в конце 80-х гг.', ибо его представители акцентируют внимание на неизменных чертах и признаках тоталитаризма, игнорируя подспудные перемены в экономической и социальной жизни 60-80-х гг., ставшие основой половинчатых реформ 80-х и радикальных реформ 90-х гг. В контексте второго подхода анализируется противоречие между растущими ожиданиями и требованиями изменившегося общества и низкой адаптацией правящей элиты. Углубляющееся противоречие подрывало основы политической стабильности и в конечном итоге привело к полной ликвидации советского режима.

“Правый” тоталитаризм, в лице германского фашизма, основывался на идеологии национал-социализма. Эта идеология представляла собой смесь этатистских и националистических лозунгов. Последние опирались на расистские идеи X. Чемберлена о германцах как ядре “высшей” арийской расы и утвервдения Ж. Гобино о ее упадке, связанном с кровосмешением. Именно из этих постулатов родилась идея нацизма о превосходстве немецкой нации и стремление к мировому господству.

Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: 1) воссоздание германского рейха; 2) борьба за чистоту немецкой расы; 3) истребление всех инородных элементов (и прежде всего, евреев); 4) антикоммунизм; 5) ограничение капитализма.

Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстре-мистски настроенные средние слои общества. Поддержку герман-Ский фашизм получал и у крупного капитала, видевшего в нем “на-именьшее зло” по сравнению с революционным движением масс и к°ммунистической идеологией.

В отличие от марксизма-ленинизма национал-социализм отставал идею классового мира и “народного сообщества” на основе е^ных национальных традиций. Идеология национал-социализма Ктивно проповедовала образ “врага” в лице коммунизма, евреев, атолической церкви. Для борьбы с ними и выживания нации до-'скалось использование террора и репрессий. Любая слабость Принималась как угроза немецкой нации