logo search
Ильясова Г

Зарубежный опыт в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов нпо

Государственный социальный заказ является наиболее эффективной формой государственной поддержки неправительственных организаций. В связи с этим представляется важным изучение опыта зарубежных стран в сфере законодательного регулирования государственного финансирования социальных проектов, осуществляемых неправительственными организациями.

Правительства во всем мире стремятся к сотрудничеству с неправительственным сектором в решении социальных вопросов, потому что неправительственные организации эффективнее оказывают социальные услуги населению, быстрее реагируя на возникающие проблемы в обществе.

Практика передачи НПО обязанностей по предоставлению государственных услуг через грант или контракт между государством и НПО давно существует в США, однако в европейских странах, имеющих тенденцию к большей централизации, стала применяться недавно. Так, Министерство иностранных дел Франции осуществляет софинансирование НПО с целью проведения государственной политики, содействия культуре Франции, осуществления политики Франции в области развития, конкретных проектов или гуманитарных мероприятий. Закон «О сотрудничестве для развития» (1996 г.) Великого Герцогства Люксембург устанавливает, что аккредитованные НПО имеют право на софинансирование, ежегодную помощь, субсидии для содействия к сотрудничеству, на соглашения о сотрудничестве, длящиеся несколько лет. Он также позволяет правительству содействовать использованию экспертов и квалифицированных работников в НПО. В Нидерландах НПО являются основными поставщиками социальных услуг. Делегирование предоставления социальных услуг НПО успешно осуществляется правительством Германии.

В настоящее время многие развивающиеся страны и страны переходного периода создали или создают законодательные механизмы, позволяющие заключать контракты с неправительственными организациями на предоставление социальных услуг. Законы, направленные на делегирование государством неправительственным организациям прав по осуществлению социальных услуг, действуют в странах Восточной Европы (Словакия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария и др.).

Для Казахстана представляется ценным решение вопроса государственной поддержки неправительственных организаций странами постсоветского пространства. Показателен в этом плане опыт России, где одной из наиболее эффективных форм государственной поддержки признан социальный заказ на выполнение социальных услуг НПО.

По некоторым оценкам, в Российской Федерации доля программно–целевых действий в экономике в виде социального заказа варьируется от 2-х до 10%. В России на различных уровнях разработаны ряд нормативных правовых документов, регулирующих сферу реализации социальных услуг неправительственными организациями, в том числе проект закона Российской Федерации «О государственном социальном заказе», а также Положения и законы о социальном заказе в некоторых городах и субъектах Федерации. На уровне городов и субъектов РФ принято более 20 нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую основу для участия неправительственных организаций в решении социально значимых проблем за счет местного бюджета.

Так, Закон «О социальном заказе Кемеровской области» (2000 г.) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением Администрации Кемеровской области на конкурсной основе целевого финансирования конкретных общественно полезных программ и социально значимых мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями, действующими на территории Кемеровской области. В законе оговариваются приоритетные направления, на решение которых может быть предоставлен социальный заказ. Приоритетные направления размещения социального заказа утверждаются ежегодно на областном совете Кемеровской области.

В Законе «О государственном социальном заказе в Пермской области» (2000 г.) отмечается, что «настоящий Закон направлен на развитие институтов гражданского общества в Пермской области, повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых для решения социальных проблем, и привлечение к их решению некоммерческих организаций и широких слоев населения».

Закон г.Москвы «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» (2000 г.) определяет основные принципы и формы взаимодействия органов власти г.Москвы с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе связанные с осуществлением целевых социальных программ г.Москвы, с поддержкой целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив, добровольческой деятельности. Примечательно, что в указанном законе в главе 4. «Неэкономическое взаимодействие органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями» отмечаются и другие формы поддержки негосударственных некоммерческих организаций: информационная поддержка; создание общественных советов; обучение специалистов, оказание методической помощи; проведение конференций, семинаров, консультаций; организация обсуждения проектов целевых социальных программ города, района города Москвы.

В 2001 г. принят Закон Санкт-Петербурга «О грантах Санкт-Петербурга для общественных объединений», направленный на регулирование правоотношений, возникающих при выделении из бюджета Санкт-Петербурга средств в виде грантов для общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

В России получила распространение практика муниципального социального заказа. Это разновидность муниципального заказа, поручение муниципального заказчика на выполнение мероприятий и мер, направленных на реализацию социально значимых вопросов жизнедеятельности города путем заключения на конкурсной основе контрактов (договоров) с обеспечением гарантированных источников финансирования.

Так, Решением Тюменской городской Думы от 27.10.1999 г. № 508 утверждено «Положение о муниципальном социальном заказе». Этим документом регулируется нормативная правовая база и отношения в области муниципального социального заказа, закрепляется порядок взаимодействия муниципального заказчика, организатора конкурса, экспертов и других участников, порядок утверждения, прохождение заявок и другие обязательные условия при реализации муниципального социального заказа. В 2000-2001 годах в конкурсах приняло участие 96 организаций, было подано 127 заявок на общую сумму около 5 млн.руб. Причем, социальные проекты, осуществляемые в рамках социального заказа, показали целесообразность не разового целевого финансирования некоммерческих объединений, а долгосрочных партнерских отношений между органами местного самоуправления и исполнителями в рамках муниципального социального заказа.

Успешно осуществляет открытые конкурсы по размещению муниципального социального заказа муниципальный округ № 7 г.Санкт-Петербурга. Например, из бюджета на 2002 год выделено 1380000 рублей на реализацию целевой программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотиками на 2002-2005 годы», осуществляемой муниципальным учреждением «Социальный центр «Радуга».

Таким образом, механизм государственного социального заказа действует в странах с различными экономическими и политическими системами и является важным фактором укрепления и развития неправительственного сектора.