Россия как федеративное государство
Россия в начале XXI века переживает сложный переходный период в своем экономическом и политическом развитии. Стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы исследования. 90-е годы ознаменовались формированием новых федеративных отношений в России. Выход из острого политического государственного кризиса в известной степени определился подписанием Федеративного Договора, который предотвратил развал России по примеру Советского Союза. Требует своего решения и проблема выравнивания уровней социально-экономического развития регионов в Российской Федерации. Разница в уровне обеспеченность стандартами социальных благ между субъектами Федерации сильно различается, что крайне опасно для федеративного государства. Сегодня из 89 субъектов Федерации только 10 обеспечивают более половины поступлений в доходную часть федерального бюджета. В то же время многие территории не только не в состоянии перечислять сколько-нибудь значительные суммы в федеральный бюджет, но и сами оказываются во все большей зависимости от финансовой поддержки центра. В связи с этим должны быть разработаны научно-обоснованные программы преодоления этих противоречий, прежде всего путем устранения различий в социально-экономическом развитии территорий. Федерализм направлен на достижение как единства, так и разнообразия; федерализм означает как структуру, так и процесс управления; федерализм является как политическим, так и социально-культурным феноменом; федерализм касается и средств, и целей; при помощи федерализма преследуются как ограниченные, так и широкие цели. Россия как федеративное государство имеет ряд признаков, составляющих ее конституционноправовой статус. К ним относятся суверенитет, территория, т. е. пространственный предел распространения суверенитета, Конституция и законодательство федерации, федеральное гражданство, система федеральных органов государственной власти, единые Вооруженные силы и система обеспечения обороны и безопасности, федеральная собственность и единые валюта и экономическое пространство, международная правосубъектность, государственный язык и государственные символы. Рассмотрим наиболее важные из них. Российская Федерация - суверенное государство. Вопрос о суверенитете во всех федеративных государствах решен одинаково: федерация суверенна, а ее субъекты нет. На мой взгляд, ошибочны нормы и Федеративного договора 1992 г., и ряда конституций республик в составе федерации, провозгласившие суверенитет республик. Ведь субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью только при решении вопросов своей внутренней жизни, находящихся вне пределов ведения федерации и полномочий федерации по так называемым предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. А термин "суверенитет" означает полную независимость как во внутренних делах, так и во внешних отношениях. Субъекты же федерации связаны обязанностью принимать только те правовые акты, которые не содержат норм, противоречащих федеральной Конституции и законам.
Билет №7
- Сущность и пути модернизации политической системы в условиях информационного общества.
- Категории и функции политологии.
- Разнообразие форм современных государств.
- Политика и власть.
- Роль сми в политической жизни общества.
- Субъекты и ресурсы власти
- Перспективы формирования политической культы в России
- Роль народных масс в политике
- Место России в глобальном мире
- Политика и экономика
- Россия как федеративное государство
- Модели и функции политической культуры
- Взаимосвязь внутренней и внешней политики государства
- Роль сми в политической жизни России
- Сущность политических партий, их функции и типы
- Политика как функция реализации классовых интересов
- Современные тенденции развития международных отношений
- Личность, как субъект и объект политики
- Политическая система общества: структура, функции, типы
- Политические права личности и проблема их гарантий со стороны государства
- Разделение властей, как теория и принцип
- Война как форма социально политического конфликта
- 2. Социалистическая идеология
- 1.Национальные процессы в современном мире
- 2 Взаимосвязи и противоречия в современном мире
- 1. Политика и мораль
- 2. Политические конфликты сущность и истоки
- 1. Политика и идеология
- 2. Революция как форма социально политического конфликта
- Современные функции государства
- Концепции формирования политической элиты.
- Гражданское общество в России
- 1.Особенности современных политических систем стран Запада и Востока.
- 2.Неоконсервативная идеология
- Гражданское общество и государство
- Принципы формирования правового государства
- Политическое лидерство
- Либерально-демократические режимы
- Соотношение полномочий центра, регионов и местного самоуправления
- Функции политической идеологии
- Политическая элита в России.
- Тоталитарные режимы.
- Политические теории происхождения государства
- Политические партии: сравнительный анализ их программ
- Политическая культура: понятия, элементы, типы
- Становление многопартийной системы в России: проблемы и перспективы
- Национальный вопрос. Политические пути его разрешения
- Формирование политического сознания
- 1.Политические партии в современной России.
- 2.Сущность, основные черты политической идеологии
- 1.Экономическая и политическая глобализации
- 2.Политическая идеология как форма общественного сознания
- 1.Политика и религия
- 2.Молодежь: отражение ее интересов в политике