40. Консервативная идеология
Зарождение консерватизма73 в конце XVIII–начале XIX вв. было обусловлено клерикально-феодальной реакцией на Французскую революцию, поэтому данная идеология вначале имела антибуржуазный характер и выступала оппонентом либеральной идеологии. Теоретические основы консерватизма были заложены английским мыслителем, политическим деятелем Эдмундом Бёрком (1729–1797) и французским философом Жозефом де Местром (1753–1821). Они были направлены на сохранение незыблемости установленных Богом порядков.
Идеологические ценности консерватизма:
традиции и традиционализм, направленность на сохранение, консервирование в условиях перемен того, что необходимо сберечь;
общество – продукт органического социально-исторического развития; ему противопоказаны волюнтаристские эксперименты;
идея о неизбежности и благотворности общественной иерархии связана с идеей врожденного неравенства людей;
несовершенство, греховность человеческой природы;
ограниченные возможности разума;
сдержанное отношение к идее свобод для «неразумных» масс;
установка на сохранение традиционных консервативных ценностей, связанных с семьей, религией и сословными разграничениями.
Консерватизм отстаивает преемственность в общественном развитии, негативно относится к необходимости каких-либо преобразований, нововведений, реформ. Если все-таки возникает необходимость перемен, они должны быть приспособлены к обычаям, традициям и уже существующим общественно-экономическим и политическим институтам.
Иерархическое устройство общества, деление на бедных и богатых, управляющих и управляемых, установлено Богом и не может быть произвольно изменено человеком. Равенство противоречит природе человека и не может быть положено в основу общественного устройства, как того хотят, например, социалисты.
В конце XIX в. в США, а позднее в Европе возникла разновидность консерватизма, называющаяся либертатизмом. Его идеологами являются австро-британский экономист, политолог Фридрих Хайек (1899–1992) и американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973).
Либертатизм защищает классические либеральные идеалы свободного рынка и конкуренции в условиях государственно-монополистического капитализма. Внешней форме классического либерализма было придано консервативное содержание. Индивидуальная свобода, прежде всего свобода личного выбора, – главный жизненный принцип. Для этого необходимо, во-первых, сократить масштабы государственного вмешательства в социально-экономическую сферу. Отсюда вытекают требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д. Во-вторых, государство должно отказаться от стремления к социальной справедливости и равенству. Необходимо сокращать государственные социальные программы. Государство должно создавать равенство возможностей, а не равенство результатов. Оно не должно превращаться в «дойную корову». Индивид может рассчитывать прежде всего на собственные силы, затем на помощь близких родственников и сограждан.
Эволюционируя, консерватизм сумел соединить старые ценности доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль, привилегии отдельных социальных групп) с ценностями буржуазных общественных отношений (индивидуализм, свобода рыночных отношений, конкуренция и т.п.). У либерализма и консерватизма в современных условиях есть общие (взаимопересекающиеся) идеологические ценности и принципы – частная собственность, приоритет (авторитет) закона и другие.
Социальная база консерватизма непостоянна. Этой идеологии придерживаются те социальные слои, положению которых начинают угрожать объективные тенденции социально-экономического развития (прежде всего это мелкие предприниматели и жители сельской местности). В условиях общественных перемен разные идеологии могут брать на себя консервативную функцию. Поэтому идеология консерватизма будет воспроизводиться и эволюционировать и в будущем. На современном этапе консервативная идеология выражает прежде всего интересы крупного капитала.
- 1. Предмет политологии и характер политических знаний
- 2. Основные парадигмы и школы политологии
- 3. Сущность и основные свойства власти
- 4. Политика как общественное явление
- 5. Политическая власть
- 6. Легитимность политической власти
- 7.Проблема личности в политике. Психологич. Составляющие политического поведения личности
- Биологическая подструктура
- 8.Политическая социализация
- 9. Политическое участие
- 10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
- 11. Типология государств
- 12. Правовое государство
- 13. Государство и гражданское общество
- 14. Понятие политической элиты и ее функции
- 15. Механизм формирования политической элиты
- 16. Элитарные теории
- 17.Политическое лидерство: понятие, функции
- 18. Теории политического лидерства
- 19. Типологии политического лидерства
- 20. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 21. Понятие и структура политических партий
- 22. Типология политических партий их функция
- 23.Партийные системы и их типология
- 24. Группы интересов
- 25. Понятие политической системы, ее структура
- 26. Функционирование политической системы в обществе
- 27. Понятие политического режима. Характеристика тоталитарного режима.
- 28. Авторитарный режим
- 29. Демократический режим. Понятие демократии
- 30. Афинская демократия
- 31. Классическая и современная либеральная демократия
- 32. Основные современные модели демократии а) Плюралистическая демократия
- Б) Элитарная демократия
- В) Партиципаторная демократия
- Г) Полиархия
- 33.Проблема перехода к демократии
- 34. Понятие политической культуры, функции
- 35. Структура политической культуры
- 36. Типология политических культур
- 37. Основные пути формирования политической культуры
- 38. Понятие политической идеологии, особенности и функции
- 39. Либеральная идеология
- 40. Консервативная идеология
- 41. Социализм
- 42. Анархизм
- 43. Фашизм
- 44. Понятие политического развития и его критерии
- 45. Понятие политической модернизации и ее типы
- 46. Кризисы политического развития