13. Государство и гражданское общество
Как мы уже указывали, государство в узком смысле обозначает только организацию верховной власти, стоящей над обществом. В этом случае возникает необходимость разграничивать государство и общество. Общество как специфически человеческая общность возникло в глубокой древности и предшествовало появлению государства.
Несмотря на то, что термин «гражданское общество» можно найти в трудах античных философов, в эпоху античности этого явления не было и быть не могло. Длительное время общество имело политический характер и ассоциировалось с государством. Переход от средневековья к новому времени связан с признанием свободы человека как личности, как члена общества, независимого от государства. Когда появляется гражданин как самостоятельный и сознающий себя таковым индивидуальный член общества, наделенный неотчуждаемыми правами и свободами и несущий перед обществом ответственность за все свои действия, можно говорить и о появлении гражданского общества. Другими словами, основой гражданского общества является цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид.
Таким образом, на определенном этапе развития прежде всего западной цивилизации сложилось гражданское общество, пройдя длительный, сложный, противоречивый путь формирования24.
Большой вклад в «освобождение» общества от государства внесли ученые эпохи Просвещения Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескьё, А. Смит, А. Фергюссон и др. Во второй половине XVIII в. была пересмотрена концепция единого общества-государства.
Наиболее радикальную концепцию гражданского общества представил один из идеологов американской буржуазной революции Томас Пейн (1737–1809). Он считал государство необходимым злом, и чем его меньше, тем лучше для людей. Власть государства обязательно должна быть ограничена в пользу гражданского общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем с большей самостоятельностью оно регулирует собственную жизнь и тем меньше нуждается в государстве. Эту традицию развивали дальше французский политический мыслитель, историк, социолог, публицист и государственный деятель Алексис де Токвиль (1805–1859) и английский экономист, философ, политический деятель Джон Стюарт Милль (1806–1873).
Особая заслуга в разработке концепции гражданского общества принадлежит выдающемуся немецкому философу Георгу Гегелю (1770–1831). Он считал, что гражданское общество включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты. Они призваны обеспечивать жизнеспособность общества и реализовывать гражданские права.
Гражданское общество, по Гегелю, есть совокупность частных лиц, групп, классов, институтов и т.п., которые не имеют прямой зависимости от государства. Различные элементы гражданского общества находятся между собой в постоянном конфликте. Чрезмерное развитие одних элементов может привести к подавлению других.
В то же время гражданское общество не может сохраняться как «гражданское», если оно политически не управляется государством. Только верховная публичная власть по Гегелю – это конституционное государство, способное эффективно решать проблемы, связанные с неизбежно существующей в обществе несправедливостью. Лишь признавая и одновременно удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. Только государство представляет общество в его единстве.
Со второй половины XIX в. проблема гражданского общества разрабатывалась в русской общественной и научной мысли Б.Н. Чичериным (1828-1904), Е.Н. Трубецким (1863–1920), С.Л. Франком (1877–1950) и др.
Формирование гражданского общества в России связывают с периодом царствования Александра I. Многие важные преобразования, способствующие становлению институтов гражданского общества, произошли в эпоху Александра II. Развитие капитализма в России привело к созданию ассоциаций промышленников, банкиров, сельскохозяйственных частных производителей; образовательных, медицинских, благотворительных организаций и т.д. Реформы местного самоуправления способствовали частичной децентрализации государственной власти, развитию гражданского самосознания.
До 1917 г. произошли важные изменения в судопроизводстве: равенство всех перед законом, разделение судебной и административной власти, несменяемость судей, независимые органы адвокатуры, гласность и состязательность судебного процесса, суд присяжных заседателей. В стадии своего формирования находилась многопартийная система, профсоюзное движение.
Революция в октябре 1917 г. изменила политический строй, остановила процессы развития гражданского общества в России. Формально существовали некоторые институты гражданского общества (например, профсоюзные, женские, молодежные, детские, творческие и иные организации), но по сути они были государственными, т.к. находились под его контролем и были идеологизированными образованиями.
Несмотря на то, что «возрождение» гражданского общества в России началось в конце 80-х–начале 90-х гг. ХХ в., нельзя сказать, что этот процесс завершен или хотя бы находится в середине своего пути. Хотя в Конституции РФ определены экономические, политические и юридические основы гражданского общества.
Предпосылками формирования гражданского общества являются переход к рыночной экономике, появление специфических групповых интересов, повышение уровня и качества жизни, рост среднего класса (образованной и социально активной части общества), создание правовых гарантий для свободной деятельности независимых общественных объединений, гражданская зрелость людей, овладение общечеловеческими нормами и ценностями.
Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений в обществе (экономических, социальных, семейных, национальных, религиозных и др.), это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции и нравы.
Гражданское общество представляет собой:
В экономической сфере – это совокупность негосударственных предприятий: кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые по собственной инициативе25. Экономическую основу гражданского общества составляет независимость индивидуальных собственников и многообразие форм собственности.
В социальной сфере – это семьи, органы самоуправления по месту жительства26, в трудовых коллективах27, негосударственные средства массовой информации, цивилизованный механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения28, практика разрешения социальных конфликтов в рамках законов, без насилия.
В духовной сфере – это свобода слова, совести, реальная возможность публично высказывать свое мнение по общественно значимым вопросам, самостоятельность и независимость от государства творческих, научных и других объединений;
В политической сфере – это разветвленная сеть групп интересов, партий29, активное участие в выборах, референдумах, митингах, демонстрациях, забастовках, акциях протестов или поддержки тех или иных требований.
Возникновение гражданского общества разграничило:
права человека (на жизнь, свободу и т.п.; гарантируются гражданским обществом);
права гражданина (политические права; гарантируются государством).
Одна из важнейших задач гражданского общества – наиболее полное удовлетворение материальных, социальных, духовных потребностей людей, обеспечение минимума необходимых средств достойного существования для всех своих членов и, прежде всего, тех, кто в силу каких-то причин не в состоянии сделать это сам (инвалиды, больные, престарелые, дети-сироты и др.). Государство пытается обеспечить полную занятость населения, высокую заработную плату, стабильные цены, разрабатывает программы по оказанию социальной помощи непривилегированным слоям населения (пособия по безработице, временной или постоянной потере трудоспособности, пенсии по старости, социальное страхование и т.п.). Возникшая перегрузка государства сказывается на эффективности его деятельности и требует сужения его функций в пользу гражданского общества.
Важнейшими социальными функциями гражданского общества являются следующие:
защита частных сфер жизни человека и гражданина;
создание и развитие механизмов общественного самоуправления;
информирование государства о тех интересах граждан, реализация которых зависит от возможностей государства;
защита граждан и их объединений от незаконного вмешательства со стороны государства;
обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах;
социальный контроль по отношению к своим членам, направленный на соблюдение общественных норм, социализацию и воспитание граждан;
стабилизация общества посредством создания таких структур, на которых держится вся общественная жизнь.
В условиях гражданского общества граждан сплачивает не сила закона и предписаний государства, а взаимный интерес, взаимная выгода и добровольные связи. Граждане создают различные организации в связи с решением конкретных проблем в масштабах всей страны, региона, города, в связи с профессиональными интересами. Могут образовываться организации и фонды благотворительного характера, объединения по восстановлению памятников истории и культуры.
Взаимодействие государства и гражданского общества осуществляется по разным направлениям.
Гражданское общество создает систему «сдержек» и «противовесов», которая не позволяет государству установить абсолютное господство. В то же время гражданское общество может быть источником легитимности той политической силы, которая в данный момент находится у власти. Для этого используются самые разнообразные способы: активное участие в выборах, референдумах, формирование общественного мнения, организация различных акций и т.п.
Государство не может иметь полную информацию о разнообразных общественных интересах. Важнейшая задача гражданского общества – информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Гражданское общество обращается к государству с различными инициативами, для реализации которых необходима государственная поддержка. Государство изучает эти инициативы, предложения, начинания и выделяет в случае их одобрения материальные средства для решения конкретных задач.
Во многих современных демократических государствах во властных структурах существуют специальные органы для связи с организациями гражданского общества. К ним прежде всего относится такая профессиональная деятельность как Public relations.
Представители организаций гражданского общества могут входить в различные советы, комитеты, комиссии, работающие при парламентах и правительствах30, например, в роли экспертов. Иногда они становятся депутатами представительных органов власти для того, чтобы эффективнее решать задачи своих организаций.
Зачатки гражданского общества содержатся в любой культуре, но не всегда они могут развиться и реализоваться в полной мере. Переход к демократии практически всегда сопровождается «воскрешением» гражданского общества. Как правило, это происходит после, а не до начала процесса перехода. Гражданское общество не является для демократии абсолютным благом. Его воздействие может оказаться негативным по целому ряду причин (например, снижать степень легитимности демократических правительств).
Гражданское общество защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти, обеспечивает реальные гарантии прав и свобод человека. Именно гражданское общество является выразителем общественного мнения, служит своеобразной формой проявления его политической власти. Степень развития гражданского общества определяет уровень развития демократии.
- 1. Предмет политологии и характер политических знаний
- 2. Основные парадигмы и школы политологии
- 3. Сущность и основные свойства власти
- 4. Политика как общественное явление
- 5. Политическая власть
- 6. Легитимность политической власти
- 7.Проблема личности в политике. Психологич. Составляющие политического поведения личности
- Биологическая подструктура
- 8.Политическая социализация
- 9. Политическое участие
- 10.Сущность государства, его основные признаки и атрибуты
- 11. Типология государств
- 12. Правовое государство
- 13. Государство и гражданское общество
- 14. Понятие политической элиты и ее функции
- 15. Механизм формирования политической элиты
- 16. Элитарные теории
- 17.Политическое лидерство: понятие, функции
- 18. Теории политического лидерства
- 19. Типологии политического лидерства
- 20. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- 21. Понятие и структура политических партий
- 22. Типология политических партий их функция
- 23.Партийные системы и их типология
- 24. Группы интересов
- 25. Понятие политической системы, ее структура
- 26. Функционирование политической системы в обществе
- 27. Понятие политического режима. Характеристика тоталитарного режима.
- 28. Авторитарный режим
- 29. Демократический режим. Понятие демократии
- 30. Афинская демократия
- 31. Классическая и современная либеральная демократия
- 32. Основные современные модели демократии а) Плюралистическая демократия
- Б) Элитарная демократия
- В) Партиципаторная демократия
- Г) Полиархия
- 33.Проблема перехода к демократии
- 34. Понятие политической культуры, функции
- 35. Структура политической культуры
- 36. Типология политических культур
- 37. Основные пути формирования политической культуры
- 38. Понятие политической идеологии, особенности и функции
- 39. Либеральная идеология
- 40. Консервативная идеология
- 41. Социализм
- 42. Анархизм
- 43. Фашизм
- 44. Понятие политического развития и его критерии
- 45. Понятие политической модернизации и ее типы
- 46. Кризисы политического развития