2. Правовое государство: сущность и основные принципы
Вместе с концепцией гражданского общества, теорией естественного права, общественного договора формируется и понятие «правовое государство». Процесс формирования государства состоял в выделении особой публичной власти с принудительными учреждениями и органами управления. В период средневековья все сферы жизни пронизываются политикой государства – и само общество, и все важнейшие институты общества: собственность, семья, организация труда и другое. Отсутствовали индивидуальные свободы, равноправие граждан, преобладали сословные привилегии. Политические революции XVI–XVIII вв. уничтожили сословия, привилегии и все, что нарушало принцип равенства подданных перед государством, и поставили на первый план свободу и естественные права отдельного, частного индивида как самостоятельного и свободного гражданина. Устанавливался единый для всех и обязательный для всех правовой порядок.
Идея правового государства развилась из идеи господства закона в жизни народа, а также в деятельности государства и всех его должностных лиц.
Итак, идея правового государства не могла возникнуть раньше, в период античности или в период абсолютизма, потому что ее реализация требовала: во-первых, формального равенства; во-вторых, отсутствия сословного деления; в-третьих, наличия представительных органов власти и, наконец, развитой теории естественного права и разделения властей.
Сам термин «правовое государство» утвердился на рубеже XVIII–XIX вв. в немецкой юридической литературе в трудах К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др. Философское обоснование идеи правового государства имеется в исследованиях Иммануила Канта («Метафизика нравов» и др.). Иммануил Кант рассматривал правовое государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам и считал, что законодатель должен руководствоваться требованием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы и верховности закона. В политической жизни гражданское общество обеспечивает всем гражданам доступ к участию в государственных и общественных делах. Здесь государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном верховенстве демократически принятого закона о равенстве всех перед законом.
Создание правового государства, отработка и совершенствование его принципов – результат деятельности не одного поколения, не одного государства, а достижение всего человеческого общества. Необходимость формирования правового государства обусловливалась конкретно-историческими причинами, связанными со специфическим развитием конкретных государств и общесоциологическими, в частности, предопределенностью политических процессов социально-экономическими факторами.
Характеристика государства раскрывается через взаимоотношение его с обществом, личностью и правом. В правовом государстве изменяются взаимоотношения государства и общества: одно не подменяет другое. Что же касается взаимоотношений государства и личности, то в правовом государстве личность защищена, ее права и свободы гарантированы. Положение личности, степень ее защищенности – главные критерии правового государства. Создание правового государства предполагает невмешательство государства в социальную жизнь, освобождение ее от мелочной регламентации, невмешательство государственных органов в решение тех вопросов, с которыми вполне могут справиться разнообразные общественные формирования. Государство должно стать выразителем интересов общества и в законодательной деятельности руководствоваться общенародной волей, выражаемой демократическим путем. Взаимоотношения государства и права оцениваются через верховенство закона.
Следовательно, правовое государство можно определить как политическую организацию, создающую условия для жизнедеятельности индивидов, групп, институтов гражданского общества на основе права.
Создание правового государства рассматривается через призму его принципов.
Во-первых, принцип разделения властей. Где бы и как бы ни функционировала государственная власть, ее демократичности всегда противостоит политический монополизм во всех его проявлениях. Только принцип разделения властей создает гарантии реализации прав и свобод граждан и противодействует узурпации, сосредоточению власти в руках одного лица или органа власти. Каждая из трех властей: законодательная, судебная и исполнительная относительно самостоятельны и уравновешивают друг друга.
Во-вторых, господство права, его приоритет над государством. Государство обеспечивает торжество права, требованиям которого оно само подчиняется. Гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенстве его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общности как гражданина. Граждане и государство взаимно ответственны и равны перед законом. Верховенство закона предполагает выражение социальных интересов и воли народа, принятие закона высшим органом власти демократическим путем и регулирование посредством закона основных сфер общественной жизни.
В-третьих, обеспечение гарантий и прав граждан, высокий уровень защищенности личности. Эти права обеспечиваются через общественный договор с государственной властью в форме конституции, ставящей все без исключения государственные органы в полную зависимость от воли суверенного народа, потому что только народ – законный источник власти.
Уровень соответствия государственно-правовой системы степени и масштабам реализации естественных прав служит объективным источникам того, насколько государство отвечает потребностям развития гражданского общества и может считаться правовым.
В-четвертых, исходя из теории естественного права и общественного договора, компетенция гражданина есть причиной естественной, то есть не требующей обоснования, тогда как возможность отправления государственной власти – вторична, производна и потому немыслима без специальной санкции, которую предоставляет лишь общественный интерес. В такой иерархии – скрытый смысл принципа естественного права и общественного договора, определяемый как все, что не запрещено, – разрешено.
В-пятых, суверенитет народа и высокоразвитое гражданское чувство. Гражданское общество как нечто более высокое, нежели просто человеческое общество, формируется в процессе превращения подданных в граждан, то есть таких жителей государства, которые, являясь членами сообщества, обретают чувство собственного достоинства и способность делать политический выбор. Это происходит вместе с преобразованием этнической общности в суверенный народ, осознающий себя нацией, где правосознание поднимается до понимания необходимости признать и реализовать естественные и неотъемлемые права человека и гражданина.
В-шестых, принцип самостоятельности, независимости суда, подчиненного только закону. Главную роль в разрешении коллизий, возникающих в различных сферах общественной жизни, играет суд, который строит свою деятельность в соответствии с такими демократическими принципами, как независимость, коллегиальность, гласность, презумпция невиновности, состязательность и равенство сторон, право обжалования решений и т.п. В ходе многовековой истории судопроизводства выработан ряд фундаментальных положений, имеющих и в современных условиях важное практическое значение: нельзя быть судьей в собственном деле; один свидетель – не свидетель; отказ в правосудии недопустим; каждый гражданин имеет право на рассмотрение его дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. Процедуры судебной деятельности самым тесным образом зависят от политического режима, уровня демократии в обществе.
Таким образом, в правовом государстве вся система организации и правил деятельности публичной власти, характер ее взаимоотношений с подвластными соответствует критериям правомерности и справедливости, исключает любые легализованные формы произвола властей, ущемление прав и свобод граждан. В нем обеспечивается верховенство только такого закона, который полностью отвечает требованиям права.
- Практикум по курсу «Политология»
- Предисловие
- Тема 1 Политология – наука и учебная дисциплина План
- Объект и предмет политологии
- 1.2. Методы политологии
- 1.3. Категории и функции политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Возникновение и основные этапы развития
- Политической науки
- 2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
- 2. Политические учения Средневековья и Нового Времени
- 3. Политическая наука хх века и ее основные школы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Идеи народовластия и государственности в
- Истории политической мысли Украины
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в.
- Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4 политическая власть
- 4.1. Определение власти и особенности политической власти
- 4.2. Структура политической власти.
- 4.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 5 Политическая система общества План
- 1. Сущность и структура политической системы общества
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая система современной Украины
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 6 Политические режимы План
- 1. Политический режим: понятие и структура
- 2. Характеристика основных политических режимов
- Трансформация политических режимов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 7 Государство как политический институт План
- 1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции
- 2. Формы политического правления и государственного устройства
- 3. Тенденции развития современного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 8 Гражданское общество и правовое государство План
- Понятие гражданского общества и условия его становления
- 2. Правовое государство: сущность и основные принципы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 9 Политические партии и партийные системы План
- 1. Сущность, генезис, функции политических партий
- 2. Классификация политических партий
- 3. Основные типы партийных систем
- 4. Политические партии в Украине
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 10 Политическая культура общества План
- 1. Структура и функции политической культуры
- 2. Типология политических культур
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 11 Политическая элита План
- Понятие элиты. Основные теории элит
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Механизм формирования политической элиты
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 12 Политическое лидерство План
- 1. Понятие политического лидерства и его необходимость.
- 2. Основные теории лидерства
- 3. Функции и типы политических лидеров
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 13 Личность и политика План
- Личность как субъект и объект политики.
- 2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
- 3. Политическое участие и его типы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 14 Мировая политика и международные отношения План
- Геополитика и мировой политический процесс
- 2. Геополитические центры мира и система международных отношений. Внешнеполитические ориентации Украины
- 3. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления Мировым сообществом
- Вопросы для самоконтроля
- Литература