2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
Политическая социализация – это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентаций, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.
В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.
Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:
-
качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;
-
каждому историческому типу социализации соответствует свой «идеал» политического человека (личности);
-
социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.
Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).
Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.
Косвенная социализация – своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Так, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).
Политическая социализация личности состоит из нескольких качественных этапов.
Этап политизации: уже в раннем детском возрасте формируется понятие, что, кроме взрослых в школе и семье, есть еще внешняя власть.
Этап персонализации: осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например президента, премьер-министра, полицейского, в отличие, скажем, от Деда Мороза.
Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.
Этап институционализации: переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).
Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом чем старше подросток, тем его мышление способно к значительно большей степени абстракции (используются такие понятия, как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.
В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).
Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.
Гегемонистская модель. Характеризуется формированием у молодежи враждебного отношения к любой социально-политической системе, кроме «своей». Ведущие факторы: средства массовой информации
Плюралистическая модель. Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.
Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.
В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающего типа духовных ценностей, политической культуры в целом.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Практикум по курсу «Политология»
- Предисловие
- Тема 1 Политология – наука и учебная дисциплина План
- Объект и предмет политологии
- 1.2. Методы политологии
- 1.3. Категории и функции политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Возникновение и основные этапы развития
- Политической науки
- 2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
- 2. Политические учения Средневековья и Нового Времени
- 3. Политическая наука хх века и ее основные школы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Идеи народовластия и государственности в
- Истории политической мысли Украины
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в.
- Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4 политическая власть
- 4.1. Определение власти и особенности политической власти
- 4.2. Структура политической власти.
- 4.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 5 Политическая система общества План
- 1. Сущность и структура политической системы общества
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая система современной Украины
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 6 Политические режимы План
- 1. Политический режим: понятие и структура
- 2. Характеристика основных политических режимов
- Трансформация политических режимов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 7 Государство как политический институт План
- 1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции
- 2. Формы политического правления и государственного устройства
- 3. Тенденции развития современного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 8 Гражданское общество и правовое государство План
- Понятие гражданского общества и условия его становления
- 2. Правовое государство: сущность и основные принципы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 9 Политические партии и партийные системы План
- 1. Сущность, генезис, функции политических партий
- 2. Классификация политических партий
- 3. Основные типы партийных систем
- 4. Политические партии в Украине
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 10 Политическая культура общества План
- 1. Структура и функции политической культуры
- 2. Типология политических культур
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 11 Политическая элита План
- Понятие элиты. Основные теории элит
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Механизм формирования политической элиты
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 12 Политическое лидерство План
- 1. Понятие политического лидерства и его необходимость.
- 2. Основные теории лидерства
- 3. Функции и типы политических лидеров
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 13 Личность и политика План
- Личность как субъект и объект политики.
- 2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
- 3. Политическое участие и его типы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 14 Мировая политика и международные отношения План
- Геополитика и мировой политический процесс
- 2. Геополитические центры мира и система международных отношений. Внешнеполитические ориентации Украины
- 3. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления Мировым сообществом
- Вопросы для самоконтроля
- Литература