4.2. Структура политической власти.
Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования (см. рис. 4.1).
Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус, харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХI века” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего уровня. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.
Рисунок 4.1 – Структура власти
Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.
Субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.
Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными авторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации; субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Таким образом, субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ или даже мировое сообщество, объединенное например в ООН.
Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей.
Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это прежде всего представительная демократия, народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).
Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воли объект. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от уровня покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире, в том числе и в Украине, как средство ненасильственной борьбы.
Важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А. Этциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.
Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (увеличение или уменьшение зарплаты, предоставление или лишение социальных льгот и т.п.).
Принудительные – это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные – это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и подчиненных, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.
Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.
Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств политическая власть может стимулировать инвестиции в национальную экономику, стимулировать структурную перестройку хозяйства, не допустить монополизацию хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и многое другое. Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует, прежде всего, средства государственного бюджета.
Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, одновременно характеризуют и социальный статус. Вместе с тем, социальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
В тех странах, где высокий уровень развития социальных программ – благодаря чему населению предоставлены широкая система страхования, высокий уровень пенсий, развитая система благотворительных организаций и т.п., – большинство граждан заинтересовано в сохранении существующей политической власти.
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией обычно прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Вместе с тем, в современном мире достаточно отчетливо проявляется тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации. Информационные ресурсы способны служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положению в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Силовые ресурсы – это армия, полиция (милиция), различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти. Его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – его высших ценностей. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования:
-
установление позитивных стимулов, убеждение;
-
принуждение;
-
манипулирование (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);
-
блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, в частности путем использованием пиар-технологий, запугивание негативными последствиями и т.д.);
-
прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).
Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Дж. Локка и французского просветителя, правоведа, философа Ш. Л. Монтескье. Согласно этой теории для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему "сдержек и противовесов" против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею; способствует продуманности, выверенности, балансу в принятии решений, а значит, действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты.
Носителем законодательной власти выступает высший представительный государственный орган – парламент; исполнительная власть – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебная власть – независимые суды, подчиняющиеся только закону.
Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1787), затем в Конституционных актах Великой французской революции. В современном мире в подавляющем большинстве стран Конституциями закреплено разделение властей, в том числе и в Украине.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Практикум по курсу «Политология»
- Предисловие
- Тема 1 Политология – наука и учебная дисциплина План
- Объект и предмет политологии
- 1.2. Методы политологии
- 1.3. Категории и функции политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Возникновение и основные этапы развития
- Политической науки
- 2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
- 2. Политические учения Средневековья и Нового Времени
- 3. Политическая наука хх века и ее основные школы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Идеи народовластия и государственности в
- Истории политической мысли Украины
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в.
- Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4 политическая власть
- 4.1. Определение власти и особенности политической власти
- 4.2. Структура политической власти.
- 4.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 5 Политическая система общества План
- 1. Сущность и структура политической системы общества
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая система современной Украины
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 6 Политические режимы План
- 1. Политический режим: понятие и структура
- 2. Характеристика основных политических режимов
- Трансформация политических режимов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 7 Государство как политический институт План
- 1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции
- 2. Формы политического правления и государственного устройства
- 3. Тенденции развития современного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 8 Гражданское общество и правовое государство План
- Понятие гражданского общества и условия его становления
- 2. Правовое государство: сущность и основные принципы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 9 Политические партии и партийные системы План
- 1. Сущность, генезис, функции политических партий
- 2. Классификация политических партий
- 3. Основные типы партийных систем
- 4. Политические партии в Украине
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 10 Политическая культура общества План
- 1. Структура и функции политической культуры
- 2. Типология политических культур
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 11 Политическая элита План
- Понятие элиты. Основные теории элит
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Механизм формирования политической элиты
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 12 Политическое лидерство План
- 1. Понятие политического лидерства и его необходимость.
- 2. Основные теории лидерства
- 3. Функции и типы политических лидеров
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 13 Личность и политика План
- Личность как субъект и объект политики.
- 2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
- 3. Политическое участие и его типы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 14 Мировая политика и международные отношения План
- Геополитика и мировой политический процесс
- 2. Геополитические центры мира и система международных отношений. Внешнеполитические ориентации Украины
- 3. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления Мировым сообществом
- Вопросы для самоконтроля
- Литература