2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
Всемирная история политических идей – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. Историческая последовательность политических учений в обобщенном виде фиксирует богатый политико-правовой опыт прошлых поколений. Через историю политических учений историческая память оказывает заметное влияние на практику решения политических проблем современности.
Как свидетельствуют историки, первые политические учения появляются с возникновением первых государств, когда возникают задачи управления большими массами населения из единого центра.
Из древнейших учений несомненный интерес представляет религиозно-политическое учение брахманизма (Древняя Индия).
В соответствии с ним общество делится на 4 варны (сословия). К ним относились брахманы (жрецы, учителя), кшатрии (правители, воины), вайшьи (торговцы, ремесленники, земледельцы), шудры (слуги). Собственно в политической жизни участвовали только первые две варны, они принимали законы и управляли государством. Это учение теснейшим образом было связано с религиозными идеями и являлось составной частью древнеиндийской мифологии.
Другим центром цивилизации в Древнем Мире был Китай. Эта страна представлена в истории политической мысли прежде всего учением Конфуция (551–479 гг. до н. э.). По этому учению идеальной моделью государственного устройства является семья. В таком государстве император играет роль отца, а подданные – детей. В управлении государством император опирается на благородных мужей, которые подготовлены к такой работе особой системой воспитания и образования. Законы такого государства опираются на традиции и культовое почитание предков.
Политические идеи разрабатывались не только в Древнем Китае и Индии. Среди источников древневосточной политической мысли следует назвать Пятикнижие Моисея в Ветхом завете, древневавилонский политико-правовой памятник “Законы Хамураппи”, а также “Авесту”, в которой, по преданию, изложены общественно-политические взгляды пророка Заратустры.
Своего наивысшего развития политическая мысль древности достигла в период Античности (Древняя Греция и Рим). Особенность политического развития Древней Греции заключалась в огромном разнообразии государственных форм, возникших в городах-полисах, что дало большой материал для научных обобщений.
Многие историки считают основоположником научных знаний о политике великого древнегреческого философа Платона (427–347 гг. до н. э.). В своих произведениях (“Государство”, “Политика”, “Законы”) он сформулировал представление об идеальном государстве, подчиняющемся закону справедливости. Такое государство опирается на строгие сословные основания. Первое сословие философов (мудрецов) устанавливает законы государства, сословие стражей защищает государство и следит за соблюдением законов, третье сословие (земледельцы, ремесленники, купцы) обеспечивают государство материально. Смысл справедливости в идеальном государстве заключается в добросовестном выполнении своих обязанностей и получении за это соответствующего вознаграждения.
Идеальное государство не может долго существовать в реальных условиях, и соответствующие ему формы правления (монархия, аристократия) последовательно ухудшаются в четырех других формах государственности. К ним относятся тимократия – власть честолюбцев, олигархия – господство немногих богатых над беднеющим большинством, демократия – власть большинства, опьяненного свободой и вседозволенностью, демократию сменяет тирания – власть одного над всеми (по мнению Платона, наихудший вид правления).
Другой великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н..э.) свои взгляды на политику изложил в трудах “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Критикуя идеальное государство Платона, он считал, что форма правления должна быть не идеальной, а оптимальной, соответствующей условиям жизни народа. Он разделял формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политию – здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государства Аристотель считал политию, при этой форме правления большинство граждан сознательно принимает участие в управлении государством. Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов. Устойчивости и процветанию государства способствует формирование среднего слоя граждан, которые обладают “собственностью средней величины и умеренными взглядами”. Гражданами считаются те, кому доступна одна из 4-х функций: воинская, административная, судейская и жреческая. Равенство, считал Аристотель, предопределено человеку от рождения, рабы не входят в число граждан.
Значительный интерес для современной политической науки представляют работы выдающегося римского мыслителя и политического деятеля Цицерона (106–43 гг. до н. э.). Вслед за Аристотелем он выделял правильные и неправильные формы правления. Чтобы предотвратить процесс вырождения правильных форм, он предложил сочетать в одном государстве лучшие черты монархии, аристократии и политии, в связи с этим его учение стали называть эклектическим. Особенно его занимала проблема участия народа в управлении государством. Он первым ввел термин республика, что означает государство, в котором источником верховной власти является народ. В этой связи он выдвинул идею создания правового государства, в котором воля верховной власти была бы ограничена публичным законодательством.
- Практикум по курсу «Политология»
- Предисловие
- Тема 1 Политология – наука и учебная дисциплина План
- Объект и предмет политологии
- 1.2. Методы политологии
- 1.3. Категории и функции политологии
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Возникновение и основные этапы развития
- Политической науки
- 2.1. Политические учения Древнего Востока и Античности
- 2. Политические учения Средневековья и Нового Времени
- 3. Политическая наука хх века и ее основные школы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Идеи народовластия и государственности в
- Истории политической мысли Украины
- Истоки социально-политических учений в Украине
- Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в.
- Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 4 политическая власть
- 4.1. Определение власти и особенности политической власти
- 4.2. Структура политической власти.
- 4.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 5 Политическая система общества План
- 1. Сущность и структура политической системы общества
- 2. Типология политических систем
- 3. Политическая система современной Украины
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 6 Политические режимы План
- 1. Политический режим: понятие и структура
- 2. Характеристика основных политических режимов
- Трансформация политических режимов
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 7 Государство как политический институт План
- 1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции
- 2. Формы политического правления и государственного устройства
- 3. Тенденции развития современного государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 8 Гражданское общество и правовое государство План
- Понятие гражданского общества и условия его становления
- 2. Правовое государство: сущность и основные принципы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 9 Политические партии и партийные системы План
- 1. Сущность, генезис, функции политических партий
- 2. Классификация политических партий
- 3. Основные типы партийных систем
- 4. Политические партии в Украине
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 10 Политическая культура общества План
- 1. Структура и функции политической культуры
- 2. Типология политических культур
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 11 Политическая элита План
- Понятие элиты. Основные теории элит
- Происхождение, виды и функции политических элит
- Механизм формирования политической элиты
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 12 Политическое лидерство План
- 1. Понятие политического лидерства и его необходимость.
- 2. Основные теории лидерства
- 3. Функции и типы политических лидеров
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 13 Личность и политика План
- Личность как субъект и объект политики.
- 2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы
- 3. Политическое участие и его типы
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Тема 14 Мировая политика и международные отношения План
- Геополитика и мировой политический процесс
- 2. Геополитические центры мира и система международных отношений. Внешнеполитические ориентации Украины
- 3. Глобальные проблемы современности и пути их преодоления Мировым сообществом
- Вопросы для самоконтроля
- Литература