logo
Тема 3

­Тема первая: определение природы и смысла политики

Природа и смысл политики, ее назначение в обществе выявлялся через соотношение общих и частных интересов. Термин «политика» буквально означал «участие в управлении полисом». По Платону и Аристотелю политика есть единственная форма цивилизованного совместного существования людей. Ее социальное предназначение ­ интеграция в единое политическое сообщество путем объединения их противоречивых потребностей и интересов. Механизмом, который обеспечивает жизнь общества как единого целого и добивается общего согласия, является государство. Государство выступает носителем общего интереса. Многообразие человеческих потребностей вызвано общественным разделением труда. Удовлетворение разнородных потребностей осуществляется не только благодаря специализации труда (гражданин, занимающийся одним ремеслом, способен производить больше товаров и лучшего качества), но и за счет интеграции усилий различных производителей в границах политического сообщества. Поскольку различие интересов пронизывает все стороны деятельности индивида, постольку политика поглощает все сферы жизни в це­лях обеспечения целостности системы.

Однако обеспечение жизнедеятельности общества как единого целого Платон и Аристотель предполагали по-разному. Их трактовки политики заложили две традиции в анализе политической сферы, развивавшиеся в западной политологии.

Платон, основываясь на интуиции, трактовал природу политики нормативно и функционально. Он исходил из того, что люди от природы наделены различными способностями и потому предназначены к выполнению определенной трудовой операции: одни предназначены заниматься земледелием, другие ­ ткачеством, третьи ­ управлени­ем и умственным трудом и т.д. Следовательно, от природы граждане полиса наделены различными возможностями играть определенные роли, выполнять в полисе конкретные функции. Суть политики в такой интерпретации состоит в разделении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Дифференциация и согласование ролей и функций их носителей обеспечивают эффективность управления и гарантируют целостность политического сообщества. Согласно Платону, который по своим взглядам был объективным идеалистом, люди от природы наделены различными добродетелями в соответствии с качеством их души. Следуя данному критерию, все граждане делятся на три группы, три сословия в зависимости от качества души. Разумной части души соответствует мудрость, которая как добродетель свойственна первому сословию - философам­-правите­лям. Яростной части души присуще мужество, что является добродетелью второго сословия ­ стражей. Наконец, низменная часть души, которая олицетворяет порок и мирские вожделения, является атрибутом третьего сословия ­ земледельцев и ремесленников.

Исходя из этого, Платон трактовал политику как умение и способ­ность добиваться разделения функций, сохраняя их взаимодействие и целостность самой системы. Функция правления составляет монополию исключительно философов­-мудрецов, поскольку только им оно по силам. «Царское искусство, ­замечал Платон,­ прямым плетением соединяет нравы мужественных и благоразумных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой и создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей».

Иная трактовка политики­ - аналитическая (эмпирическая), основанная на наблюдении, обобщении практики, представлена Аристотелем. Обеспечение целостности и интеграции общества как единой системы он также выводил из природы человека. Но если у Платона Политика обеспечивает порядок и справедливость, преодолевая из­вестные несовершенства людей, в первую очередь земледельцев и ре­месленников, через разделение функций управления и материального производства, то у Аристотеля политика вытекает из сущности человека, его политических качеств. Аристотель развивал антропологический подход к политике, называя человека «политическим животным» обдающим инстинктивным стремлением к «совместному сожительству». В «Политике» он писал об этом сущностном качестве так: «Один толь­ко человек из всех живых существ одарен речью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства... Потому-­то я и определяю и семью, и поселение, и полис как общение, а полис называю вполне завершенным и совершенным общением».