Концепция политики в доктрине суверенитета и правового правления Жана Бодена
Одновременно рационализация политических представлений опиралась на использование для обоснования власти и надежного социального порядка Идеи права и закона, содержание которых выводилось из разума и опыта. Юридический подход к государству как механизму достижения общественного блага и достижения справедливого порядка был сформулирован французским юристом Ж. Боденом (1530-1596) в концепции суверенитета и правового управления. Смысл концепции состоит в принадлежности всей полноты власти государству в лице короля. Однако суверенитет правителя ограничен правом, справедливостью, законами природы. Тем самым государство понималось как правовой порядок, правовое управление совокупностью семей и не смешивал ось с обществом. Потребность в обосновании авторитета и позитивного характера верховной власти монарха была обусловлена процессом формирования централизованных национальных государств. Позже суверенитет королевской власти был подтвержден и церковью. Римский папа Лев XIII провозгласил: «Власть тех, кто правит. Будучи выражением власти Бога на земле, приобретает особое достоинство, стоящее выше человеческого».
Укрепление могущества королевской власти с неизбежностью поставило вопрос и о ее границах. Природа королевской власти, ее авторитет на Западе, в отличие от Востока, основывались больше на моральном лидерстве, на первенстве святейшей особы, чем на подчинении. Идея общего и взаимного для гражданина и государства благоденствия первоначально касалась отношения между королем и аристократией, которые строились на основе договора (контракта). В нем оговаривались права и обязанности каждой из сторон. Фундаментом подобных отношений были такие ценности, как достоинство личности, ее право на свободный выбор. Договорный характер отношений между правителями и правящим классом стал сдерживающим фактором на пути расширения абсолютистского централизма, своего рода прототипом ограниченного конституционализма, контрактная система была средством распределения властных полномочий и способом взаимного удовлетворения требований различных сил. Именно таким образом утверждал ась идея общего блага. Примером договорных отношений может служить английская Великая Хартия вольностей (1215), в которой были провозглашены права и свободы аристократии. Позже договорные отношения стали распространяться и на отношения между монархом и гражданами.
- Тема 3. История политической мысли
- 3. 1. Этапы развития политического знания
- 3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)
- Тема первая: определение природы и смысла политики
- Тема вторая: определение сущности государства и поиск его идеальной модели
- Тема третья: поиск основ устойчивого порядка
- 3. 3. Политическая теология и политическая наука в Средневековье Истоки религиозной и светской политической традиции
- Основные положения христианской политической доктрины
- Н. Макиавелли - основатель политической науки. Концепция политического реализма
- Концепция политики в доктрине суверенитета и правового правления Жана Бодена
- 3. 4. Этап рационализации политического знания (Новое время)
- Политическая теория либерализма
- Доктрина политического радикализма (ж. Ж. Руссо)
- Консерватизм э. Берка
- Социалистическая политическая доктрина
- 3.5. Классический этап в развитии политической науки
- Позитивизм
- Политика в контексте «понимающей социологии» м. Вебера
- Политика в контексте элитистского подхода (в. Парето)
- Политическая теория марксизма
- 3. 6 Российская политическая традиция.
- Зарождение политической традиции.
- Специфика российской политической мысли
- Влияние идей французского Просвещения
- Либеральная политическая мысль
- Русский консерватизм
- Политический радикализм
- 3. 7. Современный этап в развитии политической науки: основные направления и школы
- Бихевиоризм (ч. Мерриам)
- Психоанализ (г. Лассуэл)
- Структурализм и постструктурализм (м. Фуко, п. Бурдье)
- Модернизм и постмодернизм (э. Гидденс, ю. Хабермас)