Зарождение политической традиции.
Сохранившиеся памятники российской культуры говорят о том, что политическая мысль возникла давно, еще в XI в., и ее активное развитие обусловлено востребованностью практикой. Политика, государство, власть играли ведущую роль в развитии российского общества. Традиции сильной власти, способность мобилизовать население и организовать его на проведение хозяйственных работ, защиту границ, колонизацию новых земель требовали поддержание в общественном сознании высокого авторитета власти и ее носителей – князя, монарха, вождя. Политические идеи выступали важнейшим ресурсом власти, создавая ее благоприятный образ в газах населения, и одновременно служили средством обоснования ее новых притязаний.
Зарождение политических идей относится к периоду объединения восточно-славянских племен под властью киевского князя. Формирование древнерусского государства и укрепление княжеской власти потребовало обоснование их божественного характера. Древнерусское государство было раннефеодальным, в нем сохранились свободные общинники, процесс образования классов не был завершен, продолжали играть важную роль вечевые традиции. Поэтому обоснование божественного характера княжеской власти опиралось на привычные патриархальные, общинные ценности, в которых отношения князя и его подданных воспринимались как отношения отца и сыновей.
Так, в «Молении Даниила Заточника» (XII – XIII вв.) подчеркивается, что князь должен быть заботящимся отцом, как «вода мати рыбам». В тоже время божественный характер княжеской власти ограничено переплетался с идеей ответственности князя перед народом. Еще в «Поучениях» (XII в.) Владимир Мономах наставлял князей быть праведными и ответственными за авторитет собственной власти. В «Поучениях» были представлены черты идеального правителя: князь должен быть милосердным, мужественным и сильным воином, мудрым, соблюдать законы.
Следовательно, начальный период развития политической мысли России (XI – XV вв.) характеризуется наличием некоторых общих черт, которые были присущи процессу становления западных политических учений.
Во-первых, первоначально политическая мысль не была самостоятельной. Она была растворена в религиозных и обыденных представлениях, поэтому в образе княжеской власти присутствовали как мифологические и религиозные представления (непогрешимость, абсолютизм, правосудность), которыми обосновывался ее божественный характер, так и мирские, порожденные общественным укладом жизни.
Во-вторых, после принятия христианства на Руси в 988 г. Политическая мысль вплоть до XIX в. Развивалась в недрах православного мировоззрения. В западных странах высвобождение политической мысли из-под религиозного влияния завершилось уже к XVI в.
В-третьих, и на Западе, и в России политическая мысль имела отчетливо выраженную практическую функцию: она реагировала на потребности практики в установлении наилучших форм правления, властных инструментов, способных обеспечить гражданский мир и согласие.
Однако содержание тех выводов, к которым приходили мыслители России и Запада относительно идеальных форм государства, было различно. Они были обусловлены несовпадением социокультурных сред (т. е. совокупности ценностей, идеалов, верований, представлений), в которых развивались политические идеи. На Западе политическая мысль ориентировалась на защиту интересов самостоятельного индивида, гражданского общества, ограничения всевластия государства в лице монарха. В России политические учения обосновали приоритет интересов государства, общины, но не личности.
Период Московского государства, особенно при Иване IV, отмечен концентрацией политического могущества и утверждением неограниченной власти монарха. Политические идеи стали обосновывать необходимость социального характера власти. Однако появились и иные обоснования неизбежности сильной царской власти. Так, писатель-публицист Иван Пересветов (XVI в.) лишь в централизованном государстве и сильном монархе видел средство преодоления материального оскудения государства и ослабления военного могущества страны. Виноватыми в этом оскудении он считал бояр, которые «не заботятся о государстве, а лишь и богатеют, и ленивеют, а царство оскужают».
Поэтому условием величия государства, по И. Пересветову, является сильная неограниченная власть, опирающаяся на служилое дворянство. Предлагавшиеся И. Пересветовым политические реформы были впоследствии реализованы царем Иваном IV. Единственным критиком процесса концентрации абсолютной власти в руках монарха и необходимости сословного представительства был недавний советник Ивана Грозного - Андрей Курбский, сбежавший в Литву. «Царь, аще и почтен царством, - поучал А. Курбский, - должен искать доброго и полезного совета не токмо у советников, но и у всенародных человек».
- Тема 3. История политической мысли
- 3. 1. Этапы развития политического знания
- 3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)
- Тема первая: определение природы и смысла политики
- Тема вторая: определение сущности государства и поиск его идеальной модели
- Тема третья: поиск основ устойчивого порядка
- 3. 3. Политическая теология и политическая наука в Средневековье Истоки религиозной и светской политической традиции
- Основные положения христианской политической доктрины
- Н. Макиавелли - основатель политической науки. Концепция политического реализма
- Концепция политики в доктрине суверенитета и правового правления Жана Бодена
- 3. 4. Этап рационализации политического знания (Новое время)
- Политическая теория либерализма
- Доктрина политического радикализма (ж. Ж. Руссо)
- Консерватизм э. Берка
- Социалистическая политическая доктрина
- 3.5. Классический этап в развитии политической науки
- Позитивизм
- Политика в контексте «понимающей социологии» м. Вебера
- Политика в контексте элитистского подхода (в. Парето)
- Политическая теория марксизма
- 3. 6 Российская политическая традиция.
- Зарождение политической традиции.
- Специфика российской политической мысли
- Влияние идей французского Просвещения
- Либеральная политическая мысль
- Русский консерватизм
- Политический радикализм
- 3. 7. Современный этап в развитии политической науки: основные направления и школы
- Бихевиоризм (ч. Мерриам)
- Психоанализ (г. Лассуэл)
- Структурализм и постструктурализм (м. Фуко, п. Бурдье)
- Модернизм и постмодернизм (э. Гидденс, ю. Хабермас)