Политический радикализм
Вера в самостоятельность России, ее особый путь развития подпитывала идеи революционного переустройства общества. Условия для культивирования радикальных Идей социального преобразования в России существовали: к ним можно отнести низкий уровень жизни значительной массы населения, заметный разрыв в доходах различных групп общества, сословные привилегии одних и ограничения для других, отсутствие гражданских прав.
Идея революционного низвержения самодержавия вызревала давно. Родоначальником ее стал революционер-одиночка А. Н. Радищев (1749 - 1802). Вместо монархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Во главе федерации должны стоять постойные люди, выдвинутые народом. Народное правление, по мнению А. Н. Радищева, соответствует «человеческому естеству», поскольку основано на принципах народного суверенитета и неотчуждаемости естественных прав личности. Отметим, что идея непосредственного правления народа была утопической, ее реализация возвращала общество в прошлое - к вечевым порядкам.
После А. Н Радищева идею революционного переустройства стремились реализовать декабристы. Монархия, по проекту п. И. Пестеля (l793 - 1826), должна уступить место республиканскому правлению, гарантирующему естественные права и свободы личности. Он отрицал принцип разделения властей, но формирование высших органов власти (Неродного Веча, Державной Думы, Верховного Собора) предполагал посредством всеобщего избирательного права.
Во второй половине XIX в. политическая мысль России испытывала влияние европейского социализма, анархизма. Это активизировало те силы в стране, которые отрицали сложившиеся формы государственности. Однако представители радикальной политической мысли больше внимания уделяли средствам реализации своих идеалов
Революционеры-демократы В. Г. Белинский (l811 - 1848) А И Герцен (l812 - 1870), Н. Г. Чернышевский (l828 - 1889) Д И Писарев (1840 – 1868) настаивали на том, что вооруженное восстание является единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит «социальную республику с верховной властью народа» Основой будущего экономического и политического строя революционеры-демократы считали крестьянскую общину. В этом проявлялся их утопизм, поскольку община уже не представляла собой единого образования, а расслаивалась. По Н. Г. Чернышевскому, в «социальной республике» законодательная власть принадлежит народу, а правительство ответственно перед ним. Народ, представленный народным собранием контролирует исполнительную власть.
Многие идеи революционеров-демократов на практике были реализованы большевиками. Идейной основой большевизма стал ленинизм. Отрицание западных ценностей в ленинизме выразилось в создании принципиально нового типа государства - государства диктатуры пролетариата. Это государство функционирует на принципе слияния законодательной, исполнительной и судебной властей; подчиняется не закону, а «революционному творчеству масс»; основывается на идее непосредственного правления народа и руководящей роли партии рабочего класса.
Неприязнь к западному либерализму и конституционализм, к сложившимся государственным институтам отчетливо прослеживается и в русском анархизме. Свержение самодержавия, негативное отношение к государству и праву, якобы стоявших на страже интересов эксплуататоров, роднило большевиков и анархистов. Однако в остальном они расходились. Выдающиеся представители анархизма М. А. Бакунин (l814 - 1876) и П. А. Кропоткин (1842 - 1921) исходили из тезиса, что любое государство - это зло, поскольку мешает естественному существованию людей.
Анархия, по М. А. Бакунину, - «это вольный союз земледельческих и фабричных рабочих товариществ, общин, областей и народов и, конец, в более отдаленном будущем общечеловеческое братство торжествующее на развалинах всех будущих государств». Не случайно поэтому М. А. Бакунин критиковал идею К. Маркса о диктатуре пролетариата, считая ее формой подавления одной части общества другой. Князь П. А. Кропоткин называл идеал будущего устройства «анархическим коммунизмом». Под ним он понимал вольный союз самоуправляющихся общин, основой которого являются свободные взаимосоглашения людей. Над ними нет верховной центральной власти.
Конечно, идеалы анархистов были несбыточными, однако их критика государственного социализма, развращающего влияния власти на личность, требования справедливости и уважения прав и свобод индивида определяют их значимость в истории политической мысли .России.
- Тема 3. История политической мысли
- 3. 1. Этапы развития политического знания
- 3. 2. Политическая мысль античности (Платон, Аристотель, Цицерон)
- Тема первая: определение природы и смысла политики
- Тема вторая: определение сущности государства и поиск его идеальной модели
- Тема третья: поиск основ устойчивого порядка
- 3. 3. Политическая теология и политическая наука в Средневековье Истоки религиозной и светской политической традиции
- Основные положения христианской политической доктрины
- Н. Макиавелли - основатель политической науки. Концепция политического реализма
- Концепция политики в доктрине суверенитета и правового правления Жана Бодена
- 3. 4. Этап рационализации политического знания (Новое время)
- Политическая теория либерализма
- Доктрина политического радикализма (ж. Ж. Руссо)
- Консерватизм э. Берка
- Социалистическая политическая доктрина
- 3.5. Классический этап в развитии политической науки
- Позитивизм
- Политика в контексте «понимающей социологии» м. Вебера
- Политика в контексте элитистского подхода (в. Парето)
- Политическая теория марксизма
- 3. 6 Российская политическая традиция.
- Зарождение политической традиции.
- Специфика российской политической мысли
- Влияние идей французского Просвещения
- Либеральная политическая мысль
- Русский консерватизм
- Политический радикализм
- 3. 7. Современный этап в развитии политической науки: основные направления и школы
- Бихевиоризм (ч. Мерриам)
- Психоанализ (г. Лассуэл)
- Структурализм и постструктурализм (м. Фуко, п. Бурдье)
- Модернизм и постмодернизм (э. Гидденс, ю. Хабермас)