Конституционализм как частный ресурс элиты
Однако при всем концептуально-ценностном, мировоззренческом неприятии конституционализма в пол ити ко-административной элитарной среде
существует и сугубо прагматическое отношение к праву как к конкретному ресурсу власти, который можно применить в игре на опережение соперника и который представляется менее затратным способом захвата или использования большей доли полномочий. Например, левое думское большинство весьма успешно употребляет это оружие, постоянно навешивая на правительство груз экономически не обеспеченных социальных законов и вообще превращая законодательный процесс в поле политических сделок с бюрократическим и даже криминальным оттенком. У нас есть все основания доверять наблюдению Г.Моски, предупреждавшего, что законы, нисколько не приближая массу к власти, используются элитарным группами исключительно для усиления собственного господства. Российской элите сегодня не только привычнее, но и выгоднее бороться за власть (читай: государственные ресурсы) вне правового поля. Так происходит и в отношениях Кремля с регионами, Госдумы с правительством (когда законы принимаются тремя депутатами, голосующими за массу других отсутствующих, или когда Президент подписывает указы, противоречащие Конституции), государства с гражданами и т.д.
Однако подлинный цинизм нынешнего положения вещей состоит в том, что по большому счету отношение к конституционализму как к частному ресурсу диктуется самой политической ситуацией, когда становление правовой структуры государства не нужно никому из действительно правящих группировок России. Ибо спор прямо противоположных линий в развитии государства и общества еше не истощился, не обрел той степени необратимости, при которой право будет доминировать как метод отстаивания и использования власти. Ведь конституционализм символизирует относительную завершенность процесса укоренения определенной политической линии, курса в использовании власти, иными словами, законодательное оформление победы одного из политических соперников. Но ее-то как раз и нет.
Поэтому в сегодняшней России конституционализм — это действительно частный ресурс, которым могут пользоваться те или другие силы для увеличения своего влияния на властные структуры. Раньше жизнедеятельность оппозиции была гарантирована определенными правовыми установлениями. Теперь, когда ослаб Президент, некоторые положения Основного закона охраняют его команду. Нынешний дисбаланс не в пользу действующего режима провоцирует левых использовать правовые факторы для изменения ситуации к своей выгоде, а правящие слои элиты — для укрепления собственной безопасности. Так что право здесь — не более чем разменная карта в битве за власть.
То, что правовые регуляторы полностью зависят от политических настроений и влияний, к примеру, убедительно демонстрируют факты антисемитских выступлений российских парламентариев. Ведь даже при демонстративно настойчивом желании Президента придать расследованию этого дела законный ход российская юстиция не смогла, а точнее, просто не захотела (учитывая вышедшую наружу зараженность антисемитскими, уже ощутимо связанную теперь с левыми, настроениями сотрудников правоохранительных органов) ничего конкретного сделать. Эта по сути политическая солидарность госчиновников с системой оппозиционных демократии ценностей лишний раз показывает формальное отношение к законодательным средствам в сфере современной российской власти.
Сверх того, статус права сегодня активно используется для протаскивания откровенно реакционных и консервативных идей. Это хорошо заметно хотя бы по деятельности левой оппозиции (правда, по нормальным парламентским меркам почти что возобладавшей над правящими силами), активно демонстрирующей свои подлинные приоритеты и ценности, требуя по причинам и без оных введения чрезвычайных мер, ограничения политических свобод под предлогом борьбы с преступностью, организуя систематические нападки на СМИ. Эта стратегия тоже связана с настоящей (!) политической
культурой нашего общества, так что в нее вполне вписываются и такие знаковые меры, как требование восстановить памятник Дзержинскому, символизирующему в общественной памяти методы чрезвычайщины, насилия и политического сыска. Иначе говоря, прошедшие годы демократизации ни на йоту не изменили фундаменталистских привязанностей отечественных левых, считающих себя политической опппозицией, но при том гордящихся своей твердокаменностью, которую общественность ошибочно принимает за убежденность. Течение жизни, открытие "железного занавеса", вхождение в современный мир ничему не научили леваков всех мастей, а главное — не сделали их менее непримиримыми в отношении ценностей демократии. Единственная подвижка — более откровенное сближение с националистически ориентированными структурами и игры с псевдонациональной идеей. На самом деле использование левыми правовой риторики, призывы к законности и установлению нового конституционного порядка — крайне опасное средство продвижения на политическом рынке синтетических теперь идеологий, по природе своей враждебно относящихся к конституционализму и способных ввергнуть страну в новые драматические испытания.
Правда и то, что в современной ситуации потребность в обращении к праву и в утверждении конституционализма в значительной степени является результатом будирования духовной среды политическими публицистами, интеллектуалами, как всегда опережающими в своих писаниях эволюцию российской политии. К сожалению, эта часть гуманитарной, но не властвующей духовно элиты, работающей на фоне беспримерного усиления уважения к праву в мире (вспомним хотя бы судебные иски к Пиночету и Кастро), тем не менее, не вполне понимает, чем именно движимы реальные рычаги власти в России. Поэтому, кстати, "политики" как неотъемлемая часть объекта их духовного воздействия, имеющая особые позиции в толковании социальных и политических проблем, постоянно ускользают из-под их идейного влияния. Подлинное же опасное следствие деятельности духовных водителей Отечества заключается в том, что, пропагандируя конституционализм и тем самым в какой-то степени искусственно привнося в общественную жизнь данную проблему как политическую, они заслоняют этим другую, несравненно более важную коллизию. Ведь реальная культура власти элиты и в силу своей устойчивости к воздействию других, менее осознанно утвердившихся человеческих воззрений (в т.ч. и спорадических проявлений чувства справедливости), и в силу внутренних мутаций своих ориентиров по сути уже сформировала особую линию не столько поведения властвующих (управляющих), сколько развития самого государства в целом. Иначе говоря, на основе элитарной культуры власти практически сложилась некая специфическая логика развития государственности, включая стиль принятия решений, существующая наряду с требованиями не только демократизации, но даже рационального подхода к оценке и программированию действий государства как такового, соответствующего общему проекту модернизации страны. Для того чтобы понять серьезность положения, достаточно посмотреть на реально существующие (или систематически появляющиеся в поле власти) модели "непроницаемого управления", "государственного предпринимательства", "национал-унитаризма", "национал-фашизма" и другие попытки конструирования политических практик, которые разрушают российский федерализм, образуя мощные завалы на пути его демократизации. В любом случае можно видеть, что ценностные приоритеты и сложившиеся стандарты профессионального поведения управляющих переориентировали уже изнутри всю систему государственного управления на цели, не совместимые ни с нормами рационализации властных и управленческих отношений, ни с подлинными (хотя, может быть, пока плохо понятыми) интересами зарождающегося гражданского общества.
В результате уже сегодня государство несет в себе прямую угрозу человеку, живущему в России: полицейщина, закрытость для общественности процес-
сов формирования и функционирования властных структур, господство криминализированных установок, беспомощность силовых ведомств в борьбе с преступностью, игнорирование прав и свобод личности, наличие неконституционных региональных законов, постоянное провоцирование чрезвычайщины, неприкрытый шовинизм в отношении представителей отдельных этносов и прочая, и прочая, и прочая. Озабоченность элиты собственными проблемами и, соответственно, безразличие к делам общества дезавуируют возможности российской демократии гражданскими силами воспрепятствовать данным тенденциям. Общество дремлет, считая, что просто видит страшные сны, и всякие потуги привлечь его к корректировке курса государственного развития пока безуспешны. Прослеживается тенденция к дальнейшему угнетению массового сознания, которое утрачивает способность не только воспринимать что-либо позитивно, но и рационально относиться к жизни (сегодня лишь неисправимые оптимисты верят, что возможно наполнение властных структур людьми, способными заботиться об обществе и компетентно управлять страной). Назревает протест, могущий смести остатки демократии (и ее конституционных начал), более того, здравого смысла в управлении делами государства и общества.
Как я уже говорил, характер социальных и политических последствий, вызванных нынешней системой государственного управления, неминуемо выводит на авансцену агрессивные и реакционные идеологии. Похоже, что на этой почве смычка верхов и низов, их духовная солидарность возможна только на основе идей, которые одновременно аккумулируют и яростное недовольство масс, и стремление верхов упрочить свое положение. Поэтому шансы здесь имеются лишь у идей, обладающих агрессивной и негативной энергетикой, только и способной спаять все более закрывающуюся от общества элиту и атомизирующееся общество. Наблюдая же за активизацией традиционалистских черт российской политической культуры, с завидным постоянством выводящей на поверхность общественной жизни ксенофобию, антисемитизм и другие привычные для нашего социума защитные духовные реакции, можно прогнозировать, что России грозит превосходство идеологий национализма и шовинизма. Потому страшно даже предположить: система правления, которую, вполне вероятно, предстоит освоить российскому обществу в ближайшем будущем, — это не обыкновенный вариант национал-социализма, а что-то вроде криминал-нацизма.
Конечно, все еще не до конца разрушенный политический режим прото-демократического типа обладает определенной устойчивостью, или некоей "жилистостью", которая позволяет ему выживать, несмотря на самые мрачные прогнозы теоретиков. Но для сохранения хоть каких-либо своих основ он должен действовать в совершенно определенном направлении. С нормативной (даже сочтенной идеалистической) точки зрения, этому режиму не столько важно укрепление законности самой по себе, сколько необходимо использование права для подкрепления волевого давления политики в целях укрепления и расширения пространства демократической власти. Закон должен помочь российской демократии показать, что она являет собой определенный тип принуждения, а не форму организации безразмерных общественных дискуссий, причем критических по отношению к пресловутому западному опыту развития. В этом смысле власти прежде всего следовало бы найти средства нейтрализации всех политиков-радикал о в как левого, так и правого толка, ориентирующихся на узкогрупповые приоритеты и вносящих в политическое пространство идеи насилия и непримиримости. Среди мер, направленных на продолжение процесса перехода к демократии современного типа, пусть в отечественном "исполнении", правящей элите, выстраивающей институциональное пространство политического дискурса, необходимо: обратить внимание на лицензирование наиболее радикальных печатных изданий, на условия допуска приверженцев этих идей к электронным СМИ и на деятельность некомпетентных, оттого зачастую нелояльных профессоров
университетских кафедр; вводить для определенной категории работников в сфере государственного управления процедуры люстрации; подвергать тщательной проверке программы преподавания и, соответственно, кадры в средней школе и т.д. (Предвижу возмущение отечественных поборников "социалистической демократии" жесткостью подобных предложений, поскольку от таких действий в первую очередь пострадают те, кто именует себя "патриотами" и "коммунистами". Их протест понятен, но вряд ли они способны осознать опыт послевоенной Германии, которой лишь на основе законодательного запрещения всех каналов распространения и популяризации нацистской идеологии и сходных с ней идей удалось перестроить деятельность государственных институтов и развернуть общественное мнение в пользу демократических ценностей.)
Только где же те реальные политические лидеры, представители власти или претенденты на нее, которые решатся на такие меры? Где в России люди, способные не пасть под грузом соблазнов, которыми так богата власть, люди, что будут в состоянии и на вершинах всесильного государства проявить компетентность, не забывая притом о тех, кто их туда направил? Вопросы, конечно, риторические, только ответы — сугубо практические, точнее, от них впрямую зависит будущее и каждого из нас, россиян, и страны в целом, и уважение к ней в мире. Ведь если политики и администраторы такого качества не выйдут и не закрепятся на политической сцене России, то страна, ведомая своими типичными руководителями, ломая пояса исторического времени, понесется к полностью коррумпированному порядку, при котором латиноамериканские политические нравы покажутся лишь слабым его подобием. Вот тогда Россия и встанет на тот пресловутый "третий путь", который заставит вписать ее неототалитарное имя в модерновую историю мира. Так что наше вековечное хождение "по-над пропастью" может в ближайшем уже будущем закончиться вполне заслуженной (вряд ли одним лишь обществом) победой над здравым смыслом и "добрыми намерениями". И боюсь, что сегодня нам остается только верить, но уже не в ирреальность этой перспективы, а в то, что период затмения разума будет — по историческим меркам — непродолжительным.
Будон Р. Место беспорядка. М.,1998, с.99.
Слинько А.А. Невидимая власть в Латинской Америке. — "Вестник воронежского универси тета". Сер.1 (гуманитарные науки), 1997, № 1, с.111-116.
"Новая газета", 7.ХП.1998.
Кистяковский Б. В защиту права {Интеллигенция и правосознание). — Вехи. Интеллигенция в России. М.,1991, с.129.
Чичерин Б.Н. Опыты по истории русского права. М., 1858, с.332-333.
Бердяев Н.А. Русская идея. — О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990, с.86.
Хлопин А.Д. Гражданское общество или социум клик: российская дилемма. — "Полития", 1997, № 1(3), с.20-21.
Зудин А.Ю. Государство и бизнес в посткоммунистической России: цикличность и перспекти вы институционализации. — Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. Материалы 5-го международного симпозиума. Т.И.Заславская (ред.). М., 1998, с.118.
Кортунов В. Философия денег: к проблеме ценностей постсоветской элиты в России. — На путях политической трансформации (Политические партии и политические элиты постсовет ского периода). Вып. 8, часть 2. М.,1997.
Волошин М. Средоточье всех путей. М., 1989, с.189-190.
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990, с.85.
Статья подготовлена при содействии РФФИ (проект 98-06-05808)