Ценности и установки в профессиональной деятельности политико-административной элиты
Жизнь показывает, что никакие внешние обстоятельства или статусное положение не способны так устойчиво влиять на принимаемые властями предержащими государственные решения, как их смыслозначимые представления о пределах допустимого в политике, их убеждения и ценности, наработанные годами стандарты и приемы управления, привычная манера исполне-
СОЛОВЬЕВ Александр Иванович, доктор политических наук, профессор кафедры политической социологии Института государственного управления и социальных исследований МГУ им. М.ВЛо-моносова.
ния служебных обязанностей, доминирующие в политико-административной среде нормы межличностных отношений. Все перечисленное (и многое другое) традиционно относится к элементам культуры власти и управления. Именно эти, казалось бы, малоочевидные приоритеты и стандарты повседневной деятельности правящей элиты (под воздействием которых одни и те же идеологии или институты власти нередко дают абсолютно разные политические результаты) создают своего рода кристаллическую решетку стиля управления обществом и государством, выступая подлинным движителем общественных преобразований.
Несмотря на то, что правящая элита — небольшая и довольно нетипичная часть населения (поскольку эти люди в основном бывают выходцами из образованных слоев и обладают особыми личными достоинствами, зачастую обусловленными родом их профессиональной деятельности), ее политико-культурные свойства являют собой настоящий космос субъективности. В нем представлена широчайшая гамма ценностей, норм, стереотипов, предрассудков и традиций, связанных с отправлением власти. Причем политическая культура (в широком смысле) нынешней правящей элиты включает в себя и современные способы государственного управления (определенные, к примеру, противоречиями становления политического рынка), и традиции советского периода, и опыт более ранних этапов российской истории, когда даже высшие слои были не властителями общества, а лишь "холопами ивашками" царствующей особы.
Среди этого множества взглядов существует крут предпочтений, составляющий некое внутреннее ядро, к которому сводится вся совокупность смыс-лозначимых ценностей и установок. Понятно, что главным среди этих аттрак-танторов*, т.е. наиважнейших внутренних принципов, стягивающих и цементирующих систему мировоззренческих и ролевых представлений политико-административной элиты, является тот "дьяволический инстинкт" (М.Бакунин), который превосходит по силе воздействия все иные ориентиры ее профессиональной работы и нередко — поведения. Это власть. Ведь можно случайно разбогатеть, но править государством и людьми только вынужденно — почти невероятное дело. Потому для homo politicus стремление к власти есть и смысл жизни, и иссушающая страсть, которая преобразует все его желания и помыслы, а в целом становится духовным центром бытия и политического поведения абсолютного большинства представителей элитарных кругов.
Чисто теоретически фокусирование культурных ориентации на ценности власти может и не привести к каким-либо девиациям в управленческом труде полити ко-административной элиты. Однако в жизни почти повсеместно приходится сталкиваться с тем, что опосредованная влечением к власти программатика деятельности правящих слоев — по крайней мере, в российском политическом пространстве — если не разрушает, то существеннейшим образом ограничивает их профессиональную и психологическую сопричастность общесоциальным потребностям и настроениям. Хуже того, в силу культурного раскола нашего общества объяснительные схемы властвования, присущие отечественным руководителям (и народным представителям тоже), как правило, усиливают обособление верхов по иерархии и отчуждение их групповых интересов. Так что к России вполне можно отнести справедливое замечание Р.Будона о том, что если "элита располагает излишком ресурсов", то она "склонна растрачивать его на потребление, а не на инвестирование" (1), — естественно, не в государственных, но в собственных интересах. Причем сегодня эгоизм правящей элиты дополнительно подпитывается образовавшейся в стране духовной атмосферой, которая пронизана агрессивным стремлением экономически опаздывающих групп любыми способами добиться материального благосостояния. Понятно, что в таких обстоятельствах популистская риторика властей и откровенное манипулирование общественным мнением обесценивают даже скромное по нынешним временам идейное содержание
* Понятие из словаря синергетиков.
государственно-административного регулирования, поощряя дезинтеграци-онные социальные процессы и снижая возможности согласованного с обществом применения механизмов власти.
Однако рассогласование (если не сказать — противостояние) элитарных и массовых интересов представляет собой хоть и важное, но все же лишь внешнее следствие особой нацеленности верхов только на власть. По большому счету эта ориентация способна существенно видоизменяться, например, в условиях кризиса или же при смене механизмов рекрутирования и контроля за деятельностью элитарных групп. Более же значительным — внутренним — последствием такой духовной ориентации является уже фактически сложившееся отношение политико-элитарных слоев (оставим в стороне экономическую элиту) к основным социальным регуляторам — политике, праву, морали и т.д., — как к частичным и в принципе несамодостаточным средствам завоевания, удержания и использования своих доминирующих позиций. Иными словами, право в сознании большинства представителей политико-административной элиты вне связи с механизмами укрепления их властного положения не только лишается своего ценностного значения, но и вообще утрачивает какую-либо социальную предметность и определенность, — и в профессиональном труде в государственной сфере, и в частной жизни.
Мало того. При таком подходе (в рамках нынешней российской элитарной культуры) правовые ценности нивелируются еще и в силу их нерасчле-ненного восприятия вместе с могущественным регулятором властных отношений — политикой. С практической точки зрения это вполне объяснимо: в зрелых демократиях преобладают конвенциональные формы властвования, при которых политические средства регулирования легализованы, а значит, и формы отображения такого рода механизмов по сути сливаются. Другими словами, поскольку в поле власти оправданы только легальные, опосредованные законом практики, то и политика воспринимается как иноформа правового регулирования государством социальных отношений. Применительно же к российским власть имущим, действующим в абсолютно иных общественно-политических условиях, следует говорить об устойчивом искажении их культурно-ценностной оптики, "не замечающей" относительной самостоятельности права как особого способа регулирования властных отношений, который обладает собственной нормативной системой, критериями оценки проблем и конфликтогенных факторов, а также своими подходами к определению целей и средств их достижения в государственной сфере. Причины этой контаминации правовых и политических ориентиров — абсолютно иные, чем у западных политиков и управленцев. И главная из них состоит в том, что культура власти отечественной элиты исторически сориентирована на постоянное и приоритетное использование именно политических регуляторов властных отношений, независимо от их легализованное™ и опосредо-ванности законом. Поэтому право в российской политии традиционно воспринимается управителями как сугубо формальный и малосущественный-фактор ограничения и регулирования их деловых возможностей.