Формы демократии.
В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.
1. Прямая демократия . В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе, известно, что народные собрания, как правило, собирались каждые девять лет для принятия важных решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собрания, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Распространение подобной практики ограничивается территориальным фактором и зависит от того, насколько децентрализованный процесс принятия решений. Другой формой прямой демократии является сам процесс выборов, в ходе которых осуществляется волеизъявление народа относительно своих представителей в органы государственной власти.
Законодательство многих стран предусматривает: непосредственные формы участия граждан в законодательстве - референдум и инициативные движения.
Референдум , который иногда называется плебисцитом (что в исследовательском переводе - народное решение), является прямым голосованием народа из важнейших государственных вопросов. Различают два вида референдумов. Одни из них являются своеобразным опросом, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты. Например, в марте 1991 года был проведен референдум бывшего Советского Союза по поводу сохранения СССР в обновленном виде, в декабре того года 1991 г. - украинский референдум - о независимости Украины. Результаты референдумов второго вида имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции или поправки к ней, проекты законов. Мировой опыт показывает, что вопросы, выносимые на референдум, могут быть самыми разнообразными: замена монархии республикой (Греция, 1974), о независимости какой-либо территории (провинция Канады Квебек, 1995), разрешение разводов и абортов (Италия) и т.д.
Инициатива - это процедура, средством которой граждане предлагают обсудить какой-либо вопрос, непосредственно на референдуме, либо законодательными органами. Инициатива реализуется через сбор определенного количества подписей граждан в поддержку проведения референдума. К другим формам демократического участия, которые позволяют гражданам влиять на власть, можно отнести демонстрации, митинги, обращения к властным структурам всех уровней и в СМИ .
2. Представительная (репрезентативная) демократия . В представительной (репрезентативной) демократии воля народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее называют делегированной демократией. Депутаты, политические лидеры, получив "мандат доверия" от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в законах и решениях, которые принимаются. Между народными представителями и теми, кого они выражают, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и ответственности власти перед народом.
Плюсы и минусы каждой формы демократии .
Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргументы ее неэффективности, указывая:
сложность принятия согласованных решений;
на недостаточную компетентность и на эмоциональную неуравновешенность народа;
на высокую степень манипульованости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;
на значительное распространение различных мнений, что мешает выработке решений.
Кроме того, проведение референдумов сложно, и дорого стоит, важной проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.
Сторонники прямой демократии, напротив, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность возникновения определенных негативных моментов:
отрыв депутатов от народа и их бюрократизация;
приоритетное влияние на принятие решений сильных групп давления;
отчужденность рядовых депутатов от принятия решений;
рост влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;
на ослабление демократического контроля снизу.
Однако в представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя меняется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.
Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Вотелематикой понимают соединение в единую сеть компьютер, телевизора и телефона . Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но у нее могут быть и свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности") может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о тех, кто голосовал.
Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной демократии. Демократия является постоянным процессом усовершенствования, так как современные ее формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления, за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Соответствующие сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Взаимоотношения государства и гражданского общества при разных политических режимах.
- Избирательная система современной Украины.
- Избирательные технологии: содержание и современные формы.
- Виды политической стабильности.
- Глобальные проблемы современности и их влияние на мировую политику.
- Основные функции политических систем.
- Основные характеристики традиционных политических систем.
- Гражданское общество: сущность и структурные компоненты.
- Демократические политические режимы: общая характеристика.
- Источники и виды легитимности власти.
- Средства борьбы с терроризмом.
- Содержание системного подхода для изучения политики.
- Внешнеполитические приоритеты Украины. Информационное общество: общая характеристика.
- Критерии общего избирательного права: история и современность. Голосование. Цензы.
- Легальность и легитимность политической власти: сущность и соотношение понятий.
- Методы решения политических конфликтов и виды политических решений.
- Модернизация: понятие и теории модернизации.
- Объединение граждан: виды и методы влияния на власть.
- Признаки политического напряжения и политического кризиса.
- Основные элементы политической культуры.
- Основные концепции возникновения государства.
- Основные подходы к определению сущности государства и его признаки.
- Основные субъекты политики.
- Основные теории возникновения тоталитаризма.
- Основные формы правления.
- Основные функции политики.
- Личность как субъект политики.
- Партийный спектр в Украине.
- Политическая элита Украины, политическое лидерство в Украине: состояние и особенности развития.
- Политическая этика: определение и содержание.
- Политическая идеология, понятие и типология.
- Политическая психология: определение, содержание, основные проблемы.
- Политический процесс: содержание понятия, субъекты политического процесса.
- Политический режим: определение и смысл понятия.
- Понятие стратегии и тактики.
- Понятие и признаки партии.
- Предмет политологии.
- Принципы правового государства.
- Проблемы политической элиты в науке: вклад в изучение элиты Конфуция, Аристотеля, Платона, Макиавелли.
- Ресурсы политической власти: разновидность и типология.
- Роль сми в политике. Их основные функции.
- Роль идеологии в тоталитарном политическом режиме.
- Система международных политических отношений: общая характеристика.
- Способы рекрутирования в элиту: антрепренерская система и система гильдий.
- Стили лидерства. Определение и типология.
- Структура политических партий.
- Структура политической власти.
- Структура и организация политического процесса.
- Структурные компоненты политической системы.
- Субъекты и объекты политики.
- Общественно-политические движения: определение, типология, особенности.
- Сущность политики: основные теоретические подходы.
- Сущность системного подхода к исследованиям политической сферы.
- Сущность и формы авторитаризма.
- Сущность, структура и уровни политического сознания.
- Компоненты политического сознания
- Уровни политического сознания
- Современный радикализм. Проявления, истоки, перспективы развития.
- Теории демократии.
- Теории элит.
- Теории лидерства.
- Терроризм как фактор современной политики.
- Типы избирательных систем в мировой практике. Достоинства и недостатки каждой избирательной системы.
- Типы партийных систем, их характеристика.
- Типы политической культуры.
- Типология политических партий. Перспективы развития партийных типов.
- Типология политических конфликтов.
- Формы демократии.
- Формы государственного устройства.
- Формы тоталитарных режимов.
- Функции политической власти.
- Функции политической элиты.
- Характерные черты многопартийности Украины.