logo
Экзамен политология

Основные подходы к определению сущности государства и его признаки.

 Сущность государства выражает главный, глубинный смысл, опре­деляющий его содержание, функции, признаки. Традиционно под сущно­стью государства понимают лежащую в его основе социальную волю. Т.о., определить сущность государства можно путём выявления того, в чьих руках находится государственная власть, интересы каких со­циальных сил выражает государство. В российской юридической науке сложились два основных подхода к определению сущности государства - классовый и общесоциальный.

Классовый подход разработан в середине XIX века в рамках марксист­ского учения о государстве. Государство выражает ин­тересы экономически господствующего класса и представляет собой аппарат насилия, подавления в отношении эксплуатируемых классов. Таким образом, сущность государства составляет воля экономически господствующего клас­са. В условиях революционного XIX века данная теория отражала многие реальные процессы, происходившие в За­падной Европе. В современной российской юридической науке данная теория под­вергается критике за то, что не отражает тех общесоциальных начал, ко­торые явно просматриваются в современном государстве.

В рамках обще­социального подхода государство рассматривают как механизм преодо­ления общественных противоречий, инструмент компромисса и примире­ния. Сущность государства, таким образом, видится в воле всего общест­ва, в результате действия различных общественных институтов совокупно выраженной в государственной власти. Данный подход не отрицает тот факт, что в различные исторические периоды, у различных народов воля всего общества может быть подчине­на воле отдельных социальных сил, групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы государства, рассматри­вается обществом как несправедливость, своего рода «болезнь» государ­ства, которая излечивается революциями, гражданскими войнами, пере­воротами или эволюционным путём. Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Точнее, она может измениться, но тогда перед нами будет не государство, а совсем другое социальное образование. Существует также дуалистический подход к сущности государства, который пытается соединить противоположности классового и социального подхода. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. Этот подход противоречит элементарной логике, он утверждает, что на разных исторических отрезках у государст­венной власти наблюдаются разные сущности. А этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже другое явление