Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
Исполнительная власть – органичная и эффективная часть политической организации общества. А эту власть «...в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления» (Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями): принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: Беларусь, 1997. – С. 81. Далее – Конституция Республики Беларусь ...).
Применительно к исполнительной власти идеологическую деятельность можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, это практическая работа республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь. От того, насколько реализация этих функций отвечает интересам большинства трудящихся, зависят отношения различных слоев общества к властям, их взгляды, умонастроения, способность к умножению национального богатства. Это означает, что под идеологией применительно к деятельности Правительства следует понимать, прежде всего, комплекс предпочитаемых обществом и поддерживаемых государством ценностей, а также практическая деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности исполнительной власти в формировании идеологической политики государства является их работа.
В послании к белорусскому народу и Парламенту в апреле 2003 года А.Г. Лукашенко подчеркивал, что «... простые люди ежедневно, ежечасно имеют дело с реальной жизнью, видят ее в магазине, поликлинике, домоуправлении, в автобусе, в школе и так далее. Их интересуют, прежде всего, заработная плата и пенсии, цены и тарифы. Что они могут купить на свои доходы. Как их обслуживают, тепло ли в квартире, не течет ли крыша» (Лукашенко А.Г. Послание Президента белорусскому народу и Парламенту// Сов. Белоруссия. 2003. 17 апр. С. 4).
Практическая деятельность исполнительной власти означает, что идеологические пристрастия из категории абстрактной возможности превращаются в категорию возможности конкретной, то есть создается ряд форм своего непосредственного проявления жизненных, насущных потребностей. Эмпирическими формами этой непосредственности являются валовой внутренний продукт, качество и конкурентность продукции, приоритеты и другие экономические показатели. Это вполне соответствует мысли К. Маркса о том, что «Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ». (Маркс К. Критика Готской программы// Маркс К. и Энгельс Ф. Избранные произведения в двух томах. Т. 2. – М., Политиздат, 1955. С. 7).
Идеология позволяет Правительству исправлять, направлять,
конкретизировать практику во имя замысла, интересов и целей, указывает государству и обществу систему идеалов и ценностей, к которым они должны стремиться в соответствии с политической, экономической и социальной ситуацией.
Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях, запретах, создании необходимых для управления организационных структур, распоряжении материальными, финансовыми и духовными ресурсами. Без целенаправленного управления процессами общественного развития страна существовать не может, а структурой, способной обеспечить такое управление, являются государство и его важнейшая система – Правительство. Речь идет о том, чтобы обеспечить единство политического сознания, понимания политических явлений с практическими действиями по реализации политических идей и целей.
Такая постановка вопроса нисколько не умаляет, а взаимодополняет, обогащает и второй аспект идеологической деятельности органов исполнительной власти — организацию информационно-пропагандистской работы, направленной на формирование общественного мнения. Этот аспект рассматриваемой проблемы – психолого-глубинные, подсознательные и эмоциональные проявления человеческой сущности. Исполнительная власть осуществляет данную деятельность посредством устной и печатной информации, науки, образования и культуры. Все эти и другие формы идеологической работы исполнительной власти направлены на координацию, формирование бесконфликтных отношений государства и общества, Правительства и народа, политических институтов и граждан.
Формирование таких чувств и действий, как ответственность, долг, правдивость, составляющих культурную и эмоциональную основу идеологии, усиливается практикой исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества.
Идеология, представляющая собой универсальное начало жизни общества, проникает во все сферы его жизнедеятельности и в деятельность исполнительной власти становится идеологией экономической, аграрной, социальной, жилищной и т.д. политики.
Следовательно, практика как естественное выражение идеологии, соединяется с теорией в единый комплекс, характерный круговой причинно-следственной зависимостью. Вместе с тем, существуют допустимые пределы взаимосвязи практической и теоретическо-идеологической деятельности государственных органов и общественных организаций. Гиперидеологизация ведет к неэффективной деятельности Правительства и подведомственных ему государственных органов по формированию и реализации социально – экономической политики государства.
Ценности, чувства, мысли, убеждения, мнения, которые отражаются в идеологии, создают ориентиры для практических действий, мобилизуют людей и руководят их общественной активностью.
Одна из наиболее важных и принципиальных задач идеологии – объединение людей вокруг консолидирующих целей, выбор пути страны в сферах политической, экономической, духовной жизни. На данном историческом этапе стратегия политического и экономического развития Республики Беларусь состоит в формировании демократического гражданского общества с социально ориентированной многоукладной рыночной экономикой. Поэтому первостепенная задача Правительства – разработка системы идей, ориентиров, принципов жизнедеятельности, социально-экономических устремлений. Без идеологии, без разработки перспективных идей государство лишено ориентиров общественного развития. В этой связи идеология — мышление с целью анализа, систематизации фактов и стремление на данной основе спрогнозировать возможные пути развития общества и государства.
Принципиально важное значение для деятельности Совета Министров и подведомственных ему органов исполнительной власти имеет Послание Президента страны Лукашенко А.Г. Национальному собранию (апрель 2003 года). Наряду с ориентирами для решения задач государственно-политического развития страны Президент призвал ученых и практических работников широко поучаствовать в разработке проблем белорусской государственности.
Системный подход к идеологии белорусского государства предполагает следующие составные компоненты:
Систему ценностей, формирующих базу гражданского согласия в обществе и демократической политической культуры.
Нормы демократического политического участия граждан в общественных процессах.
Систему институтов государственной власти.
Важнейшие направления государственной политики.
(С.В. Решетников. Методологические проблемы анализа белорусской государственной политики и управления // Руководитель на рубеже XXI века: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 22 – 23 сент. 1999 г. Ч. 2 / Под ред. В.В. Русакевича, Э.М. Скобелева, В.М. Михеева. – Мн.: Беларусь, 1999. С. 378 - 379).
Подобная методология анализа белорусской государственной политики и управления в полной мере характерна для деятельности Правительства, его функций и подведомственных структур.
Еще итальянский политический мыслитель Макиавелли считал: цель государства – общее благо, а также защита человека от внешних врагов, вооружение его знаниями для того, чтобы он мог противостоять враждебным силам природы и своим необузданным страстям. В государстве человек учится отличать добро от зла, уважать интересы других, любить свою родину, ценить духовные блага и видеть в служении обществу свое высшее назначение (Политические мыслители: Учеб. пособие. / В.А.Бобков, И.Н.Браим, В.Л.Ефременко и др. // Под ред. В.А.Бобкова, Э.А.Корниловича. – Мн.: БГЭУ, 1997. С.37).
Поддерживая подобные мысли, видный русский революционер – демократ Чернышевский полагал, что в основе организации общества должны лежать регулируемые правительством экономические отношения и потребности, являющиеся основным. Это важнейшее положение в деятельности государства и правительства развили в своих работах великие политические мыслители К.Маркс и В.Ленин.
Идеология государства включает в себя: представления о характере общественно-политического строя Республики Беларусь, содержании деятельности Правительства и подчиненных ему органов исполнительной власти, путях их совершенствования, о роли государства в экономических процессах, о реализации государством идей, характеризующих его взаимоотношения с человеком, в том числе в сфере образования, культуры, науки, о реализации возможностей участия всех граждан в государственных и общественных делах.
Без определения на каждом конкретно-историческом этапе понятия «идеология» не может быть политического процесса. Большинство политологов считает, что термин «государственная идеология» включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных народом относительно своего прошлого, нынешнего и будущего развития.
Некоторые авторы выделяют «идеологию государственности» как систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти своей страны, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития данного государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами и народами (В.А.Мельник. К вопросу о государственной идеологии в Республике Беларусь. – Власть и жизнь. Материалы Междунар. науч. конф. «Политический и социально-экономический процесс в Беларуси: состояние, проблемы, перспективы», 11–12 дек. 1997 г. – Мн.: БГЭУ, 1998. С.27-28).
Из указанных рассуждений можно сделать принципиальный вывод: Правительство и подчиненные ему органы исполнительной власти, являясь в современный период внепартийными, выступают посредниками между социальными интересами и действуют ради общего блага граждан в соответствии с функциями, возложенными на них Конституцией и другими законодательными актами.
Под функциями Правительства понимается его деятельность как центрального органа государственного управления (статья 106 Конституции Республики Беларусь), его системное взаимодействие с другими субъектами государственной власти и управления с целью активного воздействия на материальное и духовное развитие общества.
Профессор Российской Академии государственной службы Атаманчук С.Г. так пишет о функциях при исполнении различных государственных должностей: «Понятие «функции культуры исполнения государственных должностей» характеризует результаты политического сознания и политической деятельности государственных служащих, «опредмечивание» этих результатов в виде политических решений, норм, институтов, традиций, навыков государственной службы» (Атаманчук С.Г. Государственная служба: исполнение государственных должностей: Учеб.-методич. пособие. – М.: Дело, 1998. С. 41).
Понятие «функция» будет более правильным относить к деятельности органа государственного управления. Что касается конкретного должностного лица, то это – должностные обязанности, определенные каким-то положением, приказом и т.п.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9