§3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
Термин «белорусская идея» используется по аналогии с философским термином «русская идея», введенным Вл.С. Соловьевым в 1887-88 г.г. для обозначения русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Для русской идеи, подчеркивал Вл. Соловьев в своем докладе в Париже (1888) под названием «Русская идея», вышедшем вскоре в виде брошюры “L’ idée russe”, отмечал, что сущность русской идеи совпадает с христианским преображением жизни, построением ее на началах истины, добра и красоты. Соловьевская формулировка русской идеи призывала к единству Востока и Запада, соответствовала его философии всеединства и наряду с идеей Ф.М.Достоевского о «вселенской отзывчивости» русской души рассматривалась как религиозно-общественный идеал, обращенный в будущее, способствовала подъему русского духа в России начала 20 в. Основатель евразийства Н.С. Трубецкой и его сторонники конкретизировали русскую идею в отношении «субъекта русской культуры и государственности», выступили инициаторами полидисциплинарного направления «россиеведения», соединяющего усилия философов, обществоведов, естествоиспытателей и подчеркивали плодотворность для России «экономического западничества», т.е. следования западной экономической модели, отрицая одновременно «космополитизм» и «интернационализм» как неприемлемые для России формы логичного «стремления к общечеловеческой культуре». И.А. Ильин, как крупнейший теоретик линии государственников, также высказался против «христианского интернационализма», понимающего русских как «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимилиляции всех чужих, иноземных культур»4. Главной целью Ильина была реабилитация ценностей консерватизма и обоснование русского национализма и патриотизма как духовно-культурных, а не политико-идеологических феноменов. Не отказываясь от христианских перспектив и измерений русской идеи, Н. Бердяев в книге «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (Париж, 1946) отчетливо заявил о существовании собственных национальных интересов России с ее интеллектуальной историей как целостности, без изъятий и искусственных перерывов, ее органического развития, в соответствии с чем в его 10 главе равноправно присутствуют Петр I, декабристы с Радищевым, Белинский и Пушкин, Достоевский и Гоголь, славянофилы и Тютчев, Соловьев, Толстой, Герцен, Розанов, Чернышевский, Писарев, Ленин, Кропоткин, Бакунин, Михайловский, Леонтьев, Федоров, культурное возрождение начало 20 века.
В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорусской науки, белорусского языка и белорусского государства, гуманистических перспектив и гражданской ответственности за будущее страны.
Формирование белорусской идеи как систематизированного обобщения национального самосознания, имеет глубинные корни и представлено, как в рационализированной, социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражении. Суть ее заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, исторического наследия и борьбы белорусского народа, его национальной идентичности и самости, генетических истоках исторического предназначения, идей сосуществования, основаниях уникальности, особенностях национального характера, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности. Становлению белорусской идеи способствовали ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиций в культуре Беларуси, социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий), развитие философско-белорусского самосознания в ХХ в. (А. Гарун, Н. Абдиралович-Канчевский и др.), философско-публицистические выступления и произведения (К. Калиновский, Я. Колас, М. Богданович, Ф. Богушевич, Я. Купала, В. Ластовский). Мощная волна национального возрождения взламывает старые формы, раскрывает тайны о начале белорусской государственности, исторических событиях и личностях, «белых» пятнах национального самоутверждения и самоидентификации, утверждает величие нашего прошлого и обосновывает веру в будущее белорусского народа, как уникального субъекта истории и органического компонента европейской и мировой цивилизации. Национальная идея является источником духовного обогащения, формирования гуманистического мировоззрения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гражданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.
Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры, ибо традиция (от лат. — передача, предание) – это способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, норм поведения, мировоззренческих установок, форм сознания и человеческого общения. Традиция характеризует связь настоящего и прошлого, выступая своего рода посредником между современностью и прошлым, механизмом хранения и передачи образцов, приемов и навыков деятельности. Противоречивость традиции проявляется в том, что она, с одной стороны выглядит как консервация прошлого, символ «отставания», «отсталости» и неизменности, с другой стороны — выступает как необходимое условие сохранения, преемственности и устойчивости человеческого бытия. В то же время развитие культуры невозможно представить без создания новых культурных продуктов и образцов, или так называемой культурной инновации, благодаря чему формируется национальная культура.
Национальная культура — культура определенной нации, сложившаяся на протяжении ее исторического развития на основе этнической культуры. Белорусская национальная культура сложилась на основе культуры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп —украинцев, русских, литовцев,и др. Своеобразие белорусской культуры определили ее тесные взаимоотношения с другими народами, «пограничный» характер. Белорусская культура на протяжении всего своего развития всегда чувствовала влияние других культур и сама значительно повлияла на соседние культуры. Тесные взаимоотношения были обусловлены географическим положением Беларуси (расположение между Востоком и Западом), прохождением через страну двух больших культурных регионов (влиянием двух миров) — православно-византийского и римско-католического.
Особенности самоидентификации белорусов как соотнесенности человека с определенной культурой, его принадлежности к этой культуре и осознании этого факта, определяет пограничный характер их культуры, постоянный тесный контакт с другими цивилизациями, особое положение белорусских земель, которые находились на перекрестке торговых путей, водоразделов Черного и Балтийского морей, в географическом центре Европы, наличие воинственных соседей и мощных военных государств, размещавшихся по всему периметру белорусских границ.
Белорусские земли и в прямом, и в переносном смысле всегда находились на перекрестке международных дорог, влияний, интересов, культур. Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура восприняла лучшие достижения восточной и западной культур, создав оригинальную и самобытную культуру. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать свой «путь». Белорусы не могут, в отличие от своих соседей, идентифицироваться только с одной культурной традицией. Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей ее истории. Одним из первых сформулировал идею белорусского пути И. Абдзиралович (Кончевский).
В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации белорусов приобрел наибольшую остроту. Это связано с теми глобальными изменениями, которые сейчас происходят в мире: расширением средств массовой коммуникации и информации, современными глобализационными процессами, особенностями культурной ситуации, изменением геополитического пространства, нарушением привычных культурных связей, проблемой интеграции и сохранения собственной культурной идентичности (самобытности).
В силу особого географического положения Беларуси, находящейся на стыке двух центров — западного римско-католического и восточного православно-византийского, ее территория часто подвергалась постоянному переделу. Возможно, этим объясняется то, что самоидентификация белорусов носила в основном локальный характер и основывалась больше на принадлежности к определенной территории, местности, региону («тутэйшыя»), социальной группе (православные, католики и т.д.), клану, роду, семье, возвышаясь иногда до уровня нации и государства. Отсутствие непрерывной традиции, воздействие различных культур и цивилизаций затрудняли процессы идентификации белорусов, не давали четких критериев определения культурной принадлежности.
Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процессу самоидентификации и формированию чувства патриотизма. Чувство патриотизма играет особую роль в формировании современных мировоззренческих приоритетов белорусской государственности. Патриотизм (от греч. – patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине, способствующие ее успехам во всех сферах внутренней жизни, повышению ее могущества и укреплению авторитета на международной арене. Патриотизм – это осознание общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважение к историческому прошлому своего народа, гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. Обязательной стороной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре, истории.
Патриотизм исключает как национальный нигилизм, так и «квазипатриотизм» - гипертрофированное представление о своей нации, противопоставляющее национальное общечеловеческому, отечественное – интернациональному. С патриотизмом несовместимы сепаратизм, национализм, шовинизм. За этими аномалиями стоят общественные силы, интересы которых противоречат тенденциям исторического прогресса, преследующие корыстные, узкоклассовые цели. Патриотичной может быть лишь политика, идущая из глубин народного бытия, вырабатываемая и осуществляемая для блага конкретных, реально действующих людей, образующих данную историческую общность, и не в ущерб другим народам.
На современном этапе развития Республики Беларусь патриотизм приобрел особую значимость и приоритетность. Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил в народное движение по решению задач демократического реформирования общества и государства, возрождению и обогащению национальных традиций, упрочению многообразных отношений и связей с другими странами и народами.
Формирование патриотизма, развитие белорусской культуры, следование ее традициям и становление национальной идеи несовместимы с национализмом. Сущность национализма как соответствующей идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной выделенности и исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях — отказом им в праве на существование. Исторически национализм как политический принцип формировался в процессе образования национальных государств, распада империй и отделения колоний от метрополий. В экстремальных вариантах проявления национализма происходит фетишизация собственно этнического начала, которое начинает рассматриваться как предельное основание бытия данной общности людей. Идеология национализма постулирует также приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9