§ 2. Виды избирательных систем
Большое влияние на результаты голосования оказывают правила, по которым проводятся выборы, – избирательная система. Эти правила закрепляются в избирательном праве каждой страны. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном праве.
Выбор той или иной избирательной системы для любой страны – вопрос весьма важный. Дело в том, что функционирование избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, деятельностью политических партий. Поэтому и электоральные законы перестают соответствовать своему назначению по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, изменились электоральные законы в Беларуси и других бывших советских республиках.
Выбор той или иной избирательной системы может изменить политическую ситуацию в стране, расстановку политических сил. Так, во Франции избирательный закон становился объектом ожесточённой политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует сложившимся там отношениям между основными партиями и способствует их сохранению. Итальянская система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость реформы избирательной системы. Такая реформа сейчас и обсуждается в Италии.
Таким образом, избирательная система в каждой стране создаётся в соответствии с интересами тех или иных партий и общества в целом, с политическими и культурными традициями. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям электорального законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведёт к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.
В мире существует большое количество избирательных систем. Однако их разнообразие можно свести к следующим трём типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majoritе – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
Существуют три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший больше половины голосов избирателей (50% плюс один голос).
В связи с тем, что зачастую не удаётся кому-либо из кандидатов набрать так называемое абсолютное большинство, выборы не заканчиваются с проведением первого тура. Для выявления победителя избирателям приходится ещё раз приходить на избирательные участки и принимать участие во втором туре выборов. Проводится он по-разному.
Во Франции, например, ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением тех, кто набрал менее 12,5 % голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников, то есть относительное большинство.
Мажоритарная система абсолютного большинства используется и в Беларуси. В отличие от Франции во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. На президентских выборах, если ни один из кандидатов не набрал больше половины голосов избирателей в первом туре, в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Избранным считается кандидат в президенты, получивший при повторном голосовании больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (статья 82 Конституции Республики Беларусь). Как уже отмечалось, чтобы выборы считались состоявшимися, в голосовании в первом туре должны принять участие более половины граждан, включённых в список избирателей, во втором – 25 %. Выборы Президента Республики Беларусь во втором туре голосования считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей.
Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков. При такой системе малочисленным, раздробленным партиям не остаётся шансов завоевать места в парламенте. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется более 30 лет с небольшим перерывом, насчитывается около восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре выборов близкие по идеологии партии идут раздельно, а второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.
Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберёт абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберёт необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется проводить второй тур выборов.
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-либо гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата в депутаты, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. Победителю достаточно и одного голоса, который он может подать за себя сам.
Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и в странах, некогда находившихся под её влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.
Мажоритарная система относительного большинства является более результативной по сравнению с системой абсолютного большинства, поскольку не требует второго тура выборов. Здесь всё решается в первом туре, ибо при такой системе кто-то из соперников обязательно получит хоть на один голос больше. Если же два кандидата, к примеру, получат равное количество голосов, то победитель определяется не повторным голосованием, а, скажем, жребием, или предпочтение отдаётся старшему по возрасту. Это дело решается обычно избирательной комиссией.
Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность. Это означает, что из многих партий, существующих в стране, только две крупнейшие партии соревнуются между собой в борьбе за власть. Одна из них побеждает на очередных выборах, получает право формировать правительство и управлять страной, а другая, проигравшая, автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Оппозиционная партия в Англии формирует, например, свой теневой кабинет. На следующих выборах она может победить, а роль оппозиционной партии будет играть бывшая правящая партия. В Великобритании двумя крупнейшими партиями являются консерваторы и лейбористы, в США – демократы и республиканцы.
Такое положение не так уж плохо для страны. Когда победившей партии предоставляется возможность управлять страной, то она несёт и полную ответственность за решение государственных проблем, за политические просчёты и ошибки. В подобной ситуации не удаётся во всех неудачах обвинять кого-то другого, отвечать приходится правительству, правящему большинству.
При системе квалифицированного большинства победителю необходимо набрать предварительно установленное большинство, которое выше половины (2/3, 3/4).Такая система обычно применяется при решении конституционных вопросов.
Главным достоинством мажоритарной системы является учёт мнения большинства избирателей при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут формировать стабильные правительства. Понятно, что это способствует сохранению политической стабильности в обществе. Использование мажоритарной системы позволяет персонифицировать выборы, то есть обратить внимание избирателей на личные качества кандидатов, что важно для политической традиции белорусского общества. Мажоритарное представительство позволяет участвовать в выборах независимым кандидатам, что также важно в связи с недостаточной развитостью нашей многопартийности. Оно стимулирует укрупнение политических партий, ибо при мажоритарной системе реально претендовать на места в парламенте могут только крупные партии. Кроме того, при этой системе достаточно просто подсчитываются голоса избирателей, поэтому можно обеспечить простой и понятный всем контроль за ходом и результатами выборов и соответственно укрепить доверие избирателей.
Основным недостатком мажоритарной системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Так, простой арифметический расчёт показывает, что в Беларуси для избрания депутатом кандидату достаточно получить всего лишь 25 % голосов избирателей (предположим, выборы состоялись при 50 % избирателей, явившихся на избирательные участки, и за нашего кандидата проголосовало из них немногим более половины, то есть более 25 %). Поскольку избирательному округу выделяется одно место, то интересы остальных 75 % избирателей в парламенте представлены не будут. Понятно, что учёт политических симпатий избирателей будет более полным в том случае, если большинство из них будет голосовать за одного кандидата. Что касается второго тура, то здесь для победы достаточно голосов 12,5% избирателей (при явке 25%).
Помимо этого, применение мажоритарной системы приводит к нарушению принципа всеобщности избирательного права. Голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, не учитываются, а избиратели, проголосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы.
Мажоритарная система не обеспечивает постоянного соотношения между количеством голосов, которое получает партия в стране, и числом её представителей в парламенте. Может сложиться ситуация, при которой небольшая партия, имеющая большинство в отдельных избирательных округах, получит несколько мест в парламенте, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, останется совсем без мест в парламенте, хотя за неё проголосовало больше избирателей, чем за малочисленную партию. Дело в том, что кандидаты от крупной партии могут оказаться, например, вторыми, а победу одержат как раз кандидаты от немногочисленных партий. Вполне типична и ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Политические движения, партии, не имеющие парламентского представительства, нередко вынуждены ориентироваться на непарламентские методы борьбы (митинги, уличные шествия, демонстрации и т. д.), чтобы быть услышанными, чтобы заявить о своих интересах. Ведь парламент, где представлены различные политические течения, также играет роль клапана, выпускающего пар, уменьшая тем самым социальную напряжённость.
Преодолеть в какой-то мере перечисленные выше недостатки мажоритарной системы призвана пропорциональная система. Главное её отличие от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоёванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов.
Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.
Таким образом, партии или избирательные блоки выдвигают свои списки кандидатов на выборные должности, и избиратель голосует за список той партии, которая ему больше нравится. Партийные списки могут быть различных видов (закрытые и открытые). При закрытом списке избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийными руководителями. В таком случае избиратели голосуют не только за партийную программу, но и за конкретных личностей, считая их более достойными. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии.
Применяется также система полужёстких списков, при которой первое место, завоёванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими голосов избирателей. Система полужёстких списков применяется в Нидерландах, Дании, Австрии.
Существует ещё одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание) (фр. panacher – блокировать кандидатов от различных политических групп). Эта система применяется в Швейцарии и Люксембурге. Здесь избиратель может голосовать за определённое число кандидатов из разных партийных списков. Например, избирателю нравится кандидат из одного партийного списка за его экологическую программу, а кандидат от другой партии – за экономические подходы, кандидат от третьей партии – за предлагаемое решение молодёжных проблем и т. д. Вот им избиратель и отдаст по одному голосу: это и есть смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.
После того как избиратели проголосовали, а голоса подсчитали, устанавливается так называемая избирательная квота, чтобы определить результаты голосования. Простейший способ определения квоты состоит в следующем: общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Например, проголосовали 100 тысяч избирателей, а избрать необходимо 10 депутатов. В данном случае квота будет составлять 10 тысяч голосов. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.
В ряде стран с пропорциональной системой действует так назывемый избирательный порог. Для того чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определённого процента голосов избирателей, преодолеть определённый барьер. Так, в России, Германии, Италии он равен 5 %, в Венгрии и Болгарии – 4 %, в Турции – 10 %, в Дании – 2 %. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте. Избирательный порог вводится для того, чтобы малые партии не попадали в парламент. Понятно, что сложнее согласовывать и принимать решения в том парламенте, где несколько десятков мелких партий, чем в том, где представлено несколько крупных партийных фракций.
Таким образом, пропорциональная система обеспечивает представительство различных интересов избирателей, отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов. Она повышает политическую культуру избирателей, стимулирует интерес населения к деятельности партий, их политическим программам.
Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются её недостатки. Эта система способствует увеличению числа партий. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырёх лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе общества и реальной поддержке населения. Мелкие партии торгуют своими голосами в парламенте, что создаёт условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за тёплые места и т. д. Тем самым нарушается сам принцип пропорциональности.
Пропорциональная система не даёт возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, голосует за партийный список. Этот недостаток в определённой мере снимается методом преференций, когда избиратель сам определяет места кандидатов в списке.
Чтобы избежать недостатков как мажоритарной, так и пропорциональной системы, в некоторых странах используется смешанная система представительства. Она включает в себя компоненты мажоритарной и пропорциональной систем. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.
На такой основе проходят выборы в России и Германии. Так, в ФРГ половина депутатов бундестага избирается в одномандатных округах по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по партийным спискам на земельной основе. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.
Для немецкой системы характерен высокий избирательный порог – 5%, или три избранных депутата по одномандатным округам. Считают, что именно благодаря этому барьеру в бундестаге никогда не было более 4–5 партий. Действует принцип смешанного голосования, когда избиратель может поддержать кандидата по одномандатному округу от одной партии, а список кандидатов – от другой партии. Так голосуют примерно 10–15% избирателей, которые таким образом поддерживают коалиции партий. Четко закреплены законом процедуры выдвижения кандидатов на партийных съездах, конференциях, резервирование квоты для женщин. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, что позволяет формировать достаточно стабильное правительство. Примерно такая же модель смешанной системы действует ныне и в Российской Федерации.
Конечно, идеальных избирательных систем нет, потому стране приходится выбирать ту, которая больше всего соответствует ее условиям, требованиям развития демократии. Смешанную мажоритарно-пропорциональную систему выбрали Литва, Россия, Болгария, Венгрия, Грузия и другие постсоветские государства. Эта система имеет свои преимущества:
- позволяет формировать профессиональный парламент, состав которого отражает соотношение политических сил в обществе;
- укрепляет политические партии, поскольку часть депутатов избирается на пропорциональной основе. В современном демократическом обществе политические партии создаются для участия в выборах, а не для проведения воспитательной работы с населением;
- сохраняет преемственность старой и новой политических систем, поддерживает политические традиции, поскольку использование мажоритарной системы сохраняет шансы на создание стабильного однопартийного правительства.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что успех в проведении выборов зависит не только от модели избирательной системы, принятой в той или иной стране. Важное значение имеют политическая культура и активность населения, демократичность выборов, честный подсчет голосов, возможность народа контролировать саму процедуру выборов. Только в таком случае выборы выполняют свои функции в обществе, являясь способом смены руководства, правительства в случае его банкротства, способом разрешения социальных конфликтов. Через процедуру демократических выборов народ доверяет управление страной наиболее умным и авторитетным людям, контролирует их политику. Участие в выборах возвышает людей, поднимает их гражданское достоинство, ибо голоса всех избирателей равны и значимы для государства. Тем самым выборы объединяют людей в единое целое, нацию, народ. Если же народ не уверен в том, что выборы проходили честно, что голоса подсчитаны правильно, то уважение к таким выборам и к таким властям исчезает. В таком случае выборы не выполняют своих функций, какие бы хорошие избирательные законы ни принимались.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9