Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
Как считает белорусский конституционалист А.Г. Тиковенко: «Новая редакция Конституции 1996 года существенно обогатила теорию и практику разделения властей, значительно укрепила их самостоятельность и авторитет, а также основы конституционного строя. В результате юридически оформилась еще одна ветвь власти – президентская, охранительная, арбитражная по своей сути, лидирующая – по своей направленности»117.
Президент Беларуси более не является главой исполнительной власти, он – глава государства. Наделение президента титулом главы государства вытекает из необходимости обеспечения взаимодействия властей, устойчивости государственного механизма, преемственности и стабильности в работе государственных органов. Президент представляет Беларусь внутри страны и в международных отношениях, его акты не нуждаются в контрассигнации.
Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (президент – беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.
Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу президента.
Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль». Глава государства определяет целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органами государственного управления.
Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд министерств и ведомств (Совет безопасности, Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок118.
Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи, с чем лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран119.
Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов. Первый – это временные декреты, издаваемые президентом по собственной инициативе или по предложению правительства в силу особой необходимости и представленные в трехдневный срок для последующего рассмотрения палатами парламента. Возможность действия временного декрета самостоятельно как нормативного акта высшей юридической силы без придания формы закона до рассмотрения его парламентом является своего рода гарантией осуществления главой государства своей деятельности по оперативному управлению государством. В то же время Закон «О Президенте Республики Беларусь» определяет круг вопросов, по которым временный декрет не может быть издан.
Второй вид составляют декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению президента парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномочий, круг вопросов, по которым президент наделяется этим правом120.
Нормативные акты Главы белорусского государства (указы и декреты) направлены на формирование социально ориентированной экономики, повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования, укрепление правовой базы и в целом развитие белорусской государственности.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Основы идеологии белорусского государства Под общей редакцией профессора с.Н. Князева и профессора с.В. Решетникова
- Раздел I. 9
- Основные разделы книги написаны
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов Глава 1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- § 1. Предыстория возникновения термина “идеология”
- § 2. Корни и генезис идеологии как формы мировоззренческого опыта людей
- § 3. Власть идеологии. Функции политической идеологии
- § 4. Идеология государства – специфический тип идеологии
- § 5. Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 2. Истоки идеологии белорусской государственности § 1. Формирование иделогии белорусской государственности
- § 2. Перспективы развития идеологии белорусской государственности
- Вопросы для самопроверки:
- Литература
- Глава 3. Становление идеологии белорусского государства § 1. Распад советской государственности
- § 2. Выбор идеологии белорусской государственности в постсоветский период
- § 3. Укрепление белорусской государственности
- § 4. На пути к союзному государству
- Глава 4.Современные идеологические концепции и доктрины §1. Определение идеологии
- § 2. Основные типы идеологии
- Литература:
- Глава 5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства § 1. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
- § 2. Понятие и характерные черты конституционного строя Республики Беларусь и его основ. Закрепление конституционного строя в Конституции Республики Беларусь
- § 3. Понятие и политико-правовое значение суверенитета
- § 4. Характеристика основ конституционного строя
- Демократическое государство
- Правовое государство
- Социальное государство
- Светское государство
- Глава 6. Политическая культура и идеологические процессы
- §1. Политическая культура как сфера духовной культуры
- §2. Проблемы формирования политической культуры
- §3. Сущность идеологии и ее роль в общественно-политической жизни Беларуси
- §4. Идеологические процессы в Беларуси и их особенности
- §5. Историко-культурное наследие – источник созидания народа Беларуси
- Вопросы для самопроверки
- Литература:
- Глава 7. Средства массовой информации в идеологических процессах
- §1. Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
- §2.Идеологическая функция средств массовой информации
- §3. Особенности деятельности средств массовой информации в Республике Беларусь
- Литература
- Глава 8. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- §1.Политико-правовые основы деятельности профсоюзов
- §2.Роль, функции и механизм деятельности профсоюзов в переходный период
- §3.Реформирование деятельности профсоюзов на современном этапе
- §4.Идеологическое обеспечение развития профсоюзного движения в Республике Беларусь
- §5.Профсоюзы и социально-экономические аспекты переходного периода
- §6.Тенденции развития профсоюзного движения в белорусском обществе
- §7. Социальное партнерство
- Вопросы для самопроверки:
- Литература:
- Глава 9. Идеология избирательных кампаний
- § 1. Понятие и функции выборов в политической системе общества
- § 2. Виды избирательных систем
- § 3. Стадии избирательного процесса
- Вопросы для самопроверки
- Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь
- Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления
- § 2 Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
- Вопросы для самоконтроля
- Литература
- Глава 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства § 1. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь
- § 2 Структура и функции Парламента
- §3 Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь.
- Литература
- Глава 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства § 1. Идеология деятельности исполнительной власти
- §2. Идеология экономической политики Правительства
- §3. Основные приоритеты в работе Правительства
- Аграрная политика
- Жилищное строительство
- §4. Социальная сфера как объект идеологической деятельности
- §5. Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики
- Литература
- Глава 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах §1. Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления
- §2. Система и главные направления идеологической работы на местном уровне
- §3. Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления.
- Разделiv. Государственная политика в идеологической сфере Глава 14. Белорусская экономическая модель -- компонент идеологии белорусского государства
- §1. Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией
- §2.Экономические платформы современных идеологических течений
- §3.Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели
- §4.Условия формирования белорусской экономической модели
- §5.Экономическая политика Республики Беларусь
- Вопросы для самопроверки:
- Глава 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- §1. Интегративная идея и национальные интересы государства
- §2. Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы
- §3. Проблема стабильности и изменчивости политической системы
- Вопросы для самопроверки
- Глава 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства
- § 1. Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции
- § 2. Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности»
- §3. «Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм
- § 4. Духовные славянские традиции и ценности в становлении белорусской государственности
- §5. Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития
- Вопросы для самопроверки
- Литература
- Глава 17. Идеологическая политика в социальной сфере § 1. Сущность и содержание социальной политики
- § 2. Приоритеты в сфере образования.
- §3. Приоритеты в сфере здравоохранения.
- § 4. Приоритеты в сфере социальной защиты населения.
- § 5. Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма.
- Глава 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- §1. Религия в современной Беларуси
- §2. Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства
- §3. Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях
- Глава 19. Идеологическая политика в молодежной среде § 1. Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи.
- § 2. Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики
- §3. Основные направления молодежной политики на современном этапе
- Глава 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь § 1. Внешняя политика и идеология государства
- § 2. Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики
- § 3. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь
- § 4. Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства
- Приложение. Учебная программа спецкурса для высших учебных заведений Основы идеологии белорусского государства
- Раздел I. Теория и методология идеологических процессов
- Тема 1.1. Предмет, теория и методология изучения идеологии белорусского государства
- Тема 1.2. Истоки идеологии белорусской государственности
- Тема 1.3. Становление идеологии белорусского государства
- Тема 1.4. Современные идеологические концепции и доктрины
- Тема 1.5. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
- Раздел II. Динамика идеологических процессов
- Тема 2.1. Политическая культура и идеологические процессы
- Тема 2.2. Средства массовой информации в идеологических процессах
- Тема 2.3. Профсоюзные организации в идеологических процессах
- Тема 2.4. Идеология избирательных кампаний
- Раздел III. Государственные институты и идеологические процессы
- Тема 3.1. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии белорусского государства
- Тема 3.2. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 3.3. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология белорусского государства
- Тема 3.4. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах
- Раздел IV. Государственная политика в идеологической сфере
- Тема 4.1. Белорусская экономическая модель – компонент идеологии белорусского государства
- Тема 4.2. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
- Тема 4.3. Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства
- Тема 4.4. Идеологическая политика в социальной сфере
- Тема 4.5. Религиозный аспект идеологии белорусского государства
- Тема 4.6. Идеологическая политика в молодежной среде
- Тема 4.7. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики
- Раздел I. 9