10.3. Избирательные системы.
Главным регулятором выборов является избирательная система.
Избирательная система – это совокупность правил, приемов, процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное формирование органов политической власти.
Избирательная система определяет общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Основное назначение избирательной системы – обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно данной системы, зафиксированные в конституции страны.
Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы (см. рис. 10.2).
Рисунок 10.2 – Основные типы избирательных систем
Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. В зависимости от того, какое большинство требуется для победы на выборах, мажоритарные избирательные системы делятся на систему относительного и абсолютного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства – это система, при которой избранным считается тот кандидат, кто получил наибольшее количество голосов, т.е. больше голосов, чем любой из его соперников. Это самая простая система. Она всегда результативна, так как кто-нибудь всегда набирает относительное большинство голосов. Огромное преимущество этой системы – исключение второго тура. При этой системе обычно не устанавливается обязательный минимум участия избирателей в голосовании
Мажоритарная система абсолютного большинства требует для избрания абсолютного большинства голосов избирателей, т.е. более половины (50 % + 1) общего их числа. При этой системе обычно устанавливается нижний порог участия избирателей в голосовании. Если он не достигнут, то выборы считаются несостоявшимися.
Достоинство данной системы по сравнению с системой относительного большинства заключается в том, что избранными считаются кандидаты, поддержанные действительным большинством проголосовавших избирателей , даже если это большинство составляло один голос. В случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором, как правило, представлены два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Во втором туре победитель, как правило, определяется по системе относительного большинства.
Пропорциональная система предполагает распределение мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или партийными блоками.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разновидности. Существует два ее вида:
голосование по закрытым партийным спискам. В этом случае избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов;
голосование с открытыми партийными списками. В этом случае избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и переставлять кандидатов в списке по своему выбору.
Мажоритарная и пропорциональная системы имеют свои достоинства и недостатки.
К числу достоинств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного правительства. Это достигается путем распределения мандатов среди крупных, хорошо организованных партий, которые на основе большинства формируют однопартийные правительства. Эта система также побуждает мелкие партии создавать блоки или коалиции еще до начала выборов. Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государственную политику.
При мажоритарной избирательной системе население голосует за конкретных депутатов. В результате возникают крепкие устойчивые связи между депутатами и избирателями. Поскольку депутаты избираются непосредственно гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, стараются по возможности выполнить свои предвыборные обещания или откликнуться на текущие просьбы избирателей. В свою очередь избиратели лучше знают своих депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Вместе с тем мажоритарная избирательная система содержит и ряд существенных недостатков. Эта система во многом искажает реальную картину предпочтений и тем самым не отражает волю избирателей. При данной системе для распределения парламентских мандатов чаще всего имеет значение только факт получения кандидатом относительного большинства голосов. Голоса же, отданные другим кандидатам, при распределении мандатов во внимание не принимаются и в этом смысле пропадают. Существует довольно большая возможность манипулировать волей избирателей через “нарезку избирательных округов”. Зная предпочтения избирателей, можно манипулировать географией округов. Например, создать чисто сельские и чисто городские округа, либо, наоборот, их смешивать, когда это выгодно тому или иному кандидату и т.д.
Таким образом, мажоритарная избирательная система создает возможность формирования правительства, опирающегося на большинство в парламенте, но не пользующегося поддержкой большинства населения. Она сильно ограничивает доступ в парламент представителей меньшинства, в том числе небольших партий. В результате мажоритарная избирательная система может ослабить легитимность власти, вызвать у граждан недоверие к политическому строю, пассивность на выборах.
Пропорциональная избирательная система в значительной мере позволяет устранить явное несоответствие между количеством поданных за партию голосов и количеством получаемых ею депутатских мест. Тем самым пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политическую волю населения. К достоинствам пропорциональной избирательной системы относится и то, что в сформированных с ее помощью органах власти представлена реальная картина расстановки политических сил. Она создает возможность быть представленными в органах власти национальным, религиозным меньшинствам и другим социальным слоям, образующим мелкие партии. Тем самым пропорциональная избирательная система обеспечивает обратную связь между государством и организациями гражданского общества, способствует легитимизации власти, активизирует участие населения в выборах.
К недостаткам пропорциональной избирательной системы следует отнести относительно меньшую стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-либо партии сформировать однопартийное правительство и побуждает к образованию коалиций. Объединение же разнородных по своим целям партий может приводить к обострению противоречий между ними, к распаду коалиций и отставке правительства. Поскольку при пропорциональной избирательной системе голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за списки партий, объединений, постольку весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Это обстоятельство также способствует большей зависимости депутатов от своих партий, чем от избирателей. Такая несвобода может отрицательно сказаться на процессе принятия важных законов, депутат чаще всего голосует в интересах партии и ее лидеров, чем своих избирателей.
Для того, чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него мелких партий или же представителей крайне радикальных, а порой и экстремистских сил, многие страны используют так называемые “избирательные пороги”, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов избирателей. В разных странах, использующих пропорциональную систему этот “порог” колеблется. Так в Израиле он составляет 1 %, в Дании – 2 %, в Украине – 3 %, в Италии, Венгрии – 4 %, в Германии, России – 5 %, в Грузии – 7 %, в Турции – 10 %. Кандидаты тех партий или партийных блоков, которые не преодолели этот “порог”, автоматически исключаются из списка претендентов. Высокий “избирательный порог” подчас приводит к тому, что значительная часть избирателей оказывается не представленной в парламенте; минимальный – по существу оказывается неэффективным.
В ряде стран с целью соединить положительные стороны различных систем и свести к минимуму их недостатки создаются избирательные системы смешанного типа, в которых тем или иным образом сочетаются элементы мажоритарной и пропорциональной систем. Практическая реализация смешанной избирательной системы в процессе голосования состоит в том, что каждый избиратель получает два бюллетеня. Соответственно у него два голоса: одним он голосует за конкретного кандидата, баллотирующегося по данному избирательному округу, другим – за политическую партию, объединение.
- Введение
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
- 1.2. Категории и функции политологии. Прикладная политология
- 1.3. Методы исследования, используемые в политологии
- Вопросы и задания:
- Литература
- Тема 2. История развития мировой политической мысли
- 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
- 2.2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
- 2.3. Политические идеи ранних буржуазных революций
- 2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.
- 2.5. Современные политические учения Запада
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Идеи народовластия и государственности
- Истоки социально-политических учений в Украине
- 3.2. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 3.3. Основные направления развития общественно-политической мысли в Украине XIX в.
- 3.4. Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Политика как общественное явление
- 4.1. Происхождение и сущность политики
- 4.2. Структура и функции политики
- 4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 5. Политическая власть
- 5.1. Определение власти и особенности политической власти
- 5.2. Структура политической власти.
- 5.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Политический режим
- Политический режим: понятие и признаки
- 6.2. Демократический режим
- 6.3. Тоталитарный режим
- 6.4. Авторитарный режим
- 6.5. Политический режим современной Украины
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 7. Политическая система
- Понятие политической системы.
- Структура и функции политической системы
- Типология политических систем
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 8. Государство как политический институт
- 8.1. Особенности государства как политической организации
- 8.2. Формы государственного правления.
- 8.3. Формы государственного устройства
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие и сущность гражданского общества
- 9.2. Структура и функции гражданского общества
- 9.3. Особенности формирования гражданского общества в Украине
- 9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема10. Выборы в органы политической власти
- 10.1. Социальные функции и виды выборов
- .Принципы выборов
- 10.3. Избирательные системы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 11. Политические партии
- Причины возникновения и признаки политической партии
- 11.2. Цели и функции политических партий
- 11.3. Типология политических партий
- 11.4. Сущность и разновидности партийных систем
- 10.5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.
- Тема 12 Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы
- 2. Типология политической культуры
- 3. Формирование политической культуры.
- Тема 13. Политическая элита
- Тема 14. Политическое лидерство
- 1. Природа и сущность лидерства
- 2. Типология политического лидерства
- 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- Тема 15. Политика и международные отношения
- 1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
- 2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы
- 3. Современные тенденции развития международных отношений
- 4. Украина в системе международных отношений.