5.2. Структура политической власти.
Основными компонентами власти являются ее источники, субъекты, объекты, ресурсы и процесс, являющийся результатом взаимодействия всех ее компонентов и характеризующийся, прежде всего механизмом, обеспечивающим стабильность всего процесса властвования (см. рис. 5.1).
Источники власти – властное первоначало. В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, закон, богатство, знания, социальный и политический статус, харизма и т.д. Американский футуролог О. Тоффлер в книге “Смещение власти: знание, богатство и сила на пороге ХХI века” подробно анализирует три основных источника, питающих власть. Согласно Тоффлеру, сила, богатство и власть связаны в единую систему, в определенных условиях взаимозаменяемы и в совокупности нацелены на поддержание власти. Каждый из этих источников сообщает власти определенное качество: сила или угроза ее применения способны лишь на грубое принуждение, функционально ограничены и свойственны лишь власти низшего уровня. Богатство является источником власти среднего качества, которая может иметь в своем распоряжении как негативные, так и позитивные средства стимулирования. Знания лежат в основе власти высшего качества, наиболее эффективной. Тоффлер утверждает, что в современном мире знания (в различных формах: информации, науки, искусства, этики) в силу своих преимуществ – бесконечности (неисчерпаемости), общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство, став определяющим фактором функционирования власти.
Рисунок 5.1. Структура власти
Субъекты власти – носители власти, активная действующая величина в системе власти, от которой исходит влияние, воздействие, следуют распоряжения, указания.
Субъекты власти, взятые в ином отношении, могут быть и являются сами объектами для вышестоящей власти.
Объекты власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на руководство (управление) которыми по закону или подзаконным актам направлена деятельность властей.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными авторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации; субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, – политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться.
Таким образом, субъектом власти может быть отдельный человек, организация, общность людей, например народ или даже мировое сообщество, объединенное например в ООН.
Непосредственным субъектом власти обычно выступают те люди, которые концентрируют в своих руках огромное влияние и доверие, финансовое могущество, мощные рычаги воздействия на других людей.
Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагает власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это прежде всего представительная демократия, народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, премьер-министр).
Власть невозможна без подчинения объекта. Субъект всегда стремится, не исключая средств принуждения, подчинить своей воли объект. Готовность объекта к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от уровня покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире, в том числе и в Украине, как средство ненасильственной борьбы.
Важной социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти очень многообразны. Они могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.
Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Американский политолог А. Этциони выделяет утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы.
Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может “покупать” не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (увеличение или уменьшение зарплаты, предоставление или лишение социальных льгот и т.п.).
Принудительные – это меры административного и общественного порицания или наказания. Они используются тогда, когда не срабатывают утилитарные ресурсы. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные – это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и подчиненных, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Существует классификация ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности: экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.
Экономические – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т.п.
Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств политическая власть может стимулировать инвестиции в национальную экономику, стимулировать структурную перестройку хозяйства, не допустить монополизацию хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу и многое другое. Для достижения указанных целей политическая, государственная власть использует, прежде всего, средства государственного бюджета.
Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, одновременно характеризуют и социальный статус. Вместе с тем, социальные ресурсы включают такие показатели, как должность, престиж, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
В тех странах, где высокий уровень развития социальных программ – благодаря чему населению предоставлены широкая система страхования, высокий уровень пенсий, развитая система благотворительных организаций и т.п., – большинство граждан заинтересовано в сохранении существующей политической власти.
Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Контроль над знаниями и информацией обычно прямо связан с обладанием экономическими ресурсами, имеющими первостепенную значимость. Вместе с тем, в современном мире достаточно отчетливо проявляется тенденция повышения роли культурно-информационных ресурсов как источника власти. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации. Информационные ресурсы способны служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положению в обществе, но и манипулированию – управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана.
Силовые ресурсы – это армия, полиция (милиция), различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, решающим источником власти. Его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества – его высших ценностей. Особенно часто политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
В современных условиях политическая власть использует различные методы своего функционирования:
установление позитивных стимулов, убеждение;
принуждение;
манипулирование (различного рода обещания, чаще всего невыполняемые, установление льгот и т.д.);
блокирование нежелательных последствий (создание помех конкурентам в борьбе за власть, в частности путем использованием пиар-технологий, запугивание негативными последствиями и т.д.);
прямой и косвенный информационный контроль (навязывание рекомендаций, предложений, создание определенного имиджа и т.д.).
Доминирующим принципом механизма функционирования политической власти есть принцип ее разделения. Основоположниками теории разделения власти считают английского философа Дж. Локка и французского просветителя, правоведа, философа Ш. Л. Монтескье. Согласно этой теории для правильного и эффективного функционирования государства должны существовать независимые друг от друга законодательная, исполнительная и судебная власти. Это создает систему "сдержек и противовесов" против усиления одной ветви власти, сосредоточения власти в одном центре, злоупотребления ею; способствует продуманности, выверенности, балансу в принятии решений, а значит, действенности политического руководства и управления. Соответственно формируется особый механизм обеспечения свободы и независимости отдельного индивида, его защиты.
Носителем законодательной власти выступает высший представительный государственный орган – парламент; исполнительная власть – президент, правительство, министерства и ведомства, государственно-административные учреждения; судебная власть – независимые суды, подчиняющиеся только закону.
Впервые принцип разделения властей нашел свое юридическое оформление в Конституции США (1787), затем в Конституционных актах Великой французской революции. В современном мире в подавляющем большинстве стран Конституциями закреплено разделение властей, в том числе и в Украине.
- Введение
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Объект и предмет политологии, ее взаимосвязь с другими науками
- 1.2. Категории и функции политологии. Прикладная политология
- 1.3. Методы исследования, используемые в политологии
- Вопросы и задания:
- Литература
- Тема 2. История развития мировой политической мысли
- 2.1. Политическая мысль Древнего Востока и Древней Греции
- 2.2. Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
- 2.3. Политические идеи ранних буржуазных революций
- 2.4. Политические концепции XIX – начала хх вв.
- 2.5. Современные политические учения Запада
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 3. Идеи народовластия и государственности
- Истоки социально-политических учений в Украине
- 3.2. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 3.3. Основные направления развития общественно-политической мысли в Украине XIX в.
- 3.4. Социально-политическая мысль о национальном возрождении и государственности Украины начала XX в.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 4. Политика как общественное явление
- 4.1. Происхождение и сущность политики
- 4.2. Структура и функции политики
- 4.3. Взаимосвязь политики с экономикой, моралью, правом, религией
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 5. Политическая власть
- 5.1. Определение власти и особенности политической власти
- 5.2. Структура политической власти.
- 5.3. Проблемы легитимности власти.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 6. Политический режим
- Политический режим: понятие и признаки
- 6.2. Демократический режим
- 6.3. Тоталитарный режим
- 6.4. Авторитарный режим
- 6.5. Политический режим современной Украины
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 7. Политическая система
- Понятие политической системы.
- Структура и функции политической системы
- Типология политических систем
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 8. Государство как политический институт
- 8.1. Особенности государства как политической организации
- 8.2. Формы государственного правления.
- 8.3. Формы государственного устройства
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 9. Гражданское общество и правовое государство
- Понятие и сущность гражданского общества
- 9.2. Структура и функции гражданского общества
- 9.3. Особенности формирования гражданского общества в Украине
- 9.4. Правовое государство: сущность и основные принципы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема10. Выборы в органы политической власти
- 10.1. Социальные функции и виды выборов
- .Принципы выборов
- 10.3. Избирательные системы.
- Вопросы и задания
- Литература
- Тема 11. Политические партии
- Причины возникновения и признаки политической партии
- 11.2. Цели и функции политических партий
- 11.3. Типология политических партий
- 11.4. Сущность и разновидности партийных систем
- 10.5. Зарождение и развитие многопартийной системы в Украине.
- Тема 12 Политическая культура
- 1. Понятие политической культуры и ее структурные элементы
- 2. Типология политической культуры
- 3. Формирование политической культуры.
- Тема 13. Политическая элита
- Тема 14. Политическое лидерство
- 1. Природа и сущность лидерства
- 2. Типология политического лидерства
- 4. Современные тенденции в развитии политического лидерства
- Тема 15. Политика и международные отношения
- 1. Внешняя политика государства: функции, цели и средства
- 2. Международные отношения: понятие, субъекты, формы и принципы
- 3. Современные тенденции развития международных отношений
- 4. Украина в системе международных отношений.